§ 105. Модальность верования как верование, модальность бытия как бытие
Если в отношении описанных выше в высшей степени примечательных ситуаций мы говорим об интенциональности, с помощью которой вторичные модусы устанавливают свое обратное сопряжение с пра- доксой, то это по своему смыслу требует, чтобы существовала возможность многократной направленности взгляда — такого вида, какой вообще принадлежит к сущности интенциональностей высшей ступени.
Такая возможность существует на деле. Мы, с одной стороны, например, живя в сознании вероятности (в допущении), можем смотреть в сторону того, что вероятно; с другой же стороны, мы можем смотреть на само вероятное как таковое, т. е. на ноэмати- ческий объект в той его характеристике, какой наделила его ноэса допущения. Однако «объект» с его чувственным составом и с такой присущей ему характеристикой вероятности дан — во второй позиции взгляда — как сущий, а потому в своей сопряженности с таковым сознание есть простое верование в не-
I модифицированном смысле. Точно так же мы можем
жить в сознании возможности или же в вопрошании
ся нами как возможное, сомнительное, находящееся 5 под вопросом. Однако мы можем смотреть и на самые возможности, сомнительности, вопросительности и, при известных обстоятельствах, постигать в чувственном объекте, путем эксплицирования и предици- рования, бытие возможного, бытие сомнительного, ю бытие находящегося под вопросом, — таковое дано
g сомнения, направляя свой взгляд на то, что сознается х
-е-
gt;х
О ^
и lt;D
о с; о
X
(D
о тогда как сущее в немодифицированном смысле.
Так что мы сможем вообще констатировать в выс
-е-
шей степени примечательную сущностную черту: любое переживание функционирует как сознание веро- о is вания в смысле прадоксы тогда, когда оно сопряжено § со всеми теми поэтическими моментами, какие кон- | ституируются его ноэсами в «иптенциональном объекте как таковом »; или же — так мы тоже можем
о
х lt;D
-в- сказать
gt;х
х
-О
с; CL lt;D U U
о 20 Любое привхождение новых ноэтических харак- ^ теристик или же любая модификация прежних конституирует не только новые ноэматические характеристики, но вместе с этим ео ipso для сознания конституируются новые объекты бытия\ ноэматическим 25 характеристикам соответствуют новые характеристики,