<<
>>

«О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ»

  Тему статьи философ избрал не случайно: она была подготовлена самим развитием мировой философской мысли. Философия бессознательного от Шопенгауэра до Эдуарда Гартмана остро поставила проблему бессознательного, над которой также билась психопатология последних десятилетий прошлого века; переход от бессознательных мозговых процессов к сознанию стоял в центре внимания бурно развивавшейся психофизиологии; в философском эволюционизме, например у Г.
Спенсера, сознание рассматривалось как функция жизни, функция, развивающаяся вместе с усложнением нервной системы, с одной стороны, и социальной организации — с другой. Все это с необходимостью подводило к вопросам: что же такое сознание? следует ли видеть в нем продукт природной организации или социальных отношений? И в первом, и во втором случае оказалось возможным подходить к сознанию либо как индивидуальному образованию, либо как коллективному: ведь высший организм тоже можно рассматривать как «коллектив» множества низших организмов — клеток, образующих ткани, органы или системы органов.

Все эти вопросы вновь ставят философию перед старой и вечно актуальной проблемой общего и индивидуального (единичного). К этой проблеме и обращается русский философ, сосредоточивая свое внимание на философии нового времени, как она предстает в трех основных своих течениях: эмпиризме, рационализме и мистицизме.

Текст печатается по: Трубецкой С. Н. Собр. соч. Т. II.

                  1. Впервые статья была напечатана в журнале «Вопросы философии и психологии», кн. I, III, IV, VII за 1889—1891 гг.— 484.
                  2. Новая, или новоевропейская, философия складывается в конце XVI —XVII в.; ее родоначальниками принято считать Фрэнсиса Бэкона (1561 — 1626) и Рене Декарта (1596—1650). К тем, кто заложил фундаментальные принципы новоевропейского мышления, следовало бы еще отнести и Галилео Галилея (1564—1642), поскольку новоевропейская философия формируется в тесном взаимодействии с новоевропейским экспериментально-математическим естествознанием.
                    — 485.
                  3. Называя новую философию протестантской, С. Н. Трубецкой дает свое прочтение и интерпретацию философского развития европейской мысли. Несомненно влияние протестантизма на формирование и облик новоевропейского мышления. Его отмечало большинство историков новой философии; однако существенную роль на протяжении нескольких веков играли и католически ориентированные мыслители — среди них Декарт, окончивший иезуитскую школу. Для русской философии, начиная со славянофилов, характерен большой интерес к религиозным предпосылкам философского мышления, и Трубецкой здесь особенно значительная фигура: не случайно в юности он пережил увлечение славянофилами. Протестантский дух новой философии подчеркивал И. В. Киреевский: «То направление к рациональному самомышлению, которое началось на Западе около времен Реформации и которого первыми представителями в философии были Бэкон и Декарт, постоянно возрастая и распространяясь в продолжение трех с половиной столетий... достигло, наконец, последнего всевмещающего вывода, далее которого ум европейского человека уже не может стремиться, не изменив совершенно своего основного направления. Ибо когда человек отвергает всякий авторитет, кроме своего отвлеченного мышления, то может ли он идти далее того воззрения, где все бытие мира является ему прозрачной диалектикой его собственного разума, а его разум — самосознанием всемирного бытия?» («О необходимости и возможности новых начал для философии». В кн.: Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979. С. 294). Однако между подходом к европейской философии славянофилов, с одной стороны, и Трубецкого — с другой, имеются и существенные различия. Так, у А. С. Хомякова и И. В. Киреевского устанавливается связь европейской культуры в целом с духом «латинства», в котором берет свое начало тот рассудочно-индивидуалистический склад ума и души, который определяет характер новой философии. «В латинстве,— пишет Киреевский,— не менее протестантства видим мы отвлеченный разум в самой основе вероучения, несмотря на то, что в борьбе с протестантством латинство отвергает рационализм, опираясь на одно предание.
                    Ибо только в противоречии протестантизму поставляет латинство церковное предание выше человеческого разума; но в отношении к церкви вселенский Рим в делах веры дает преимущество отвлеченному силлогизму перед святым преданием, хранящим общее сознание всего христианского мира в живой и неразрывной цельности» (Там же. С. 296). Что же касается Трубецкого — известное влияние на него, возможно, оказал В. С. Соловьев. Новоевропейская философия анализируется им не сквозь призму «латинства» с его рассудочностью, а рассматривается как продукт Реформации и предреформационной мистики. Следует подчеркнуть также, что и по отношению к Аристотелю как ведущему авторитету западного средневекового мышления Трубецкой занимает позицию, отличную от славянофильской: он не противопоставляет Аристотеля Платону, как Киреевский, а подчеркивает то общее, что роднит двух великих греков, и отдает преимущество онтологии Аристотеля перед новоевропейским рационалистическим пантеизмом Фихте, Шеллинга, Гегеля с их учением о становящемся Боге. Более того, в своем учении о «вселенском сознании» Трубецкой прямо опирается на Аристотеля. «Здесь,— резюмирует он,— мы приходим к учению великого Аристотеля, которое мы считаем краеугольным камнем метафизики, всему возможному, еще не дошедшему до своего конца... противолежит вечная идеальная действительность,, или энергия, вечно достигнутая цель» (Трубецкой С. Я. Соч. Т. И. С. 62).- 486.
                  4. Под влиянием эмпиризма Локка и идеализма Беркли английский философ Д. Юм (1711 — 1776) пришел к обоснованию закона причинности как закона ассоциаций представлений, который с определенных позиций объясняет работу сознания. От Юма берет свое начало ассоциативная психология, глубоко укоренившаяся на английской почве. — 489.
                  5. Продолжая традиции Бэкона и Юма, Д. С. Миллъ (1806—1873), английский философ и психолог, рассматривал психические процессы как продукты соединения простых элементов; закон такого рода соединений он видел в ассоциациях. Воззрения философа были необычайно популярны в России в конце прошлого века.
                    — 489.
                  6. Речь идет о системах И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра. При всем различии подходов их создателей эти системы, несомненно, имеют и внутреннее родство, на которое указывает С. Н. Трубецкой.— 490.
                  7. Согласно С. Н. Трубецкому, подлинную основу немецкого идеализма составляет пантеизм, уходящий своими корнями в немецкую мистику. Аналогичную интерпретацию истоков немецкого идеализма мы находим в работах Л. М. Лопатина (1855—1920), старшего современника и друга С. Н. Трубецкого.
                  8. С. Н. Трубецкой имеет в виду учения А. Шопенгауэра и особенно Э. Гаотмана (1842-1906).- 490.

В немецком идеализме проблема «трансцендентального толчка», который рождает индивидуальное сознание, впервые была поставлена Фихте. Вслед за ним эта проблема рассматривается в работах Шеллинга, Шопенгауэра, Гартмана.— 491.

                    1. Речь идет, видимо, о немецких философах Я. Ф. Фризе (1773— 1843) и Ф. Э. Бенеке (1798—1854). Оба они исходили из критической философии Канта (свой основной труд Фриз не случайно назвал «NeueKriticderVernunft», 1807), но толковали Канта в духе психологизма, обосновывая трансцендентализм с помощью эмпирической психологии.— 491.
                    2. С. Н. Трубецкой имеет в виду прежде всего учения немецких мистиков — Мейстера Экхарта (ок. 1260—1327), его учеников Иоганна Таулера (1304-1361) и Генриха Сузо (1295-1366), Якоба Бёме (1575—1624) и др. Мистика была одним из духовных источников

Реформации, поскольку искала непосредственного откровения Бога в глубинах человеческой души, ослабляя тем самым значение церковной общины и церковного предания, традиции и авторитета. Не случайно Лютер высоко ценил так называемую «Немецкую теологию» — мистический трактат, появившийся предположительно в конце XIV в.

в Саксонии и опубликованный им в 1518 г., в котором излагалось основное содержание учения Экхарта.— 492.
                    1. Пиетизм (от лат. pietas— благочестие) — возникшее в конце XVII —XVIII в. направление в немецком протестантизме, противопоставившее себя ортодоксальной протестантской теологии. Ведущие представители пиетизма — Ф. Я. Шпенер (1635—1705) и А. Г. Франке (1663—1727) противопоставляли внешней, догматически-рационалистической стороне религии и церковной жизни внутреннее религиозное переживание и чувство, стремясь возродить изначальный дух лютеранства и соответственно тяготея к мистическим течениям эпохи Реформации. В XVIII в. пиетизм противостоял рационализму Просвещения; пиетистами были И. Г. Гаман, И. К. Лафатер. Определенное влияние пиетизм оказал на И. Г. Гердера и И. В. Гёте, на немецких романтиков — Вакенродера, Новалиса, Шлейермахера.— 499.
                    2. Под влиянием позитивизма О. Конта, с одной стороны, и натурфилософии Шеллинга и шеллингианцев, с другой, Г. Спенсер (1820— 1903), английский философ и социолог, создал философию эволюционизма, применив идею развития ко всем областям сущего — к миру физическому, психическому, социальному и этическому. — 501.
                    3. Пытаясь дать физиологическое объяснение душевной жизни, Генри May дели (1835—1915), английский ученый и философ, рассматривал сознание лишь как эпифеномен физических процессов, протекающих в мозге. — 504.
                    4. Александр Бэн (1818—1903), английский психолог и философ, разработал основные идеи ассоциативной психологии.— 506.
                    5. Плодовитый ученик (лат.).— 506.
                    6. С. Н. Трубецкой, видимо, подразумевает течение «авиценнизи- рующий августинизм», к которому принадлежали архиепископ Толед- ский Иоанн (XII в.), Вильгельм Овернский, Александр Гэльский (ок.
                      1170-1245), Жан де-ля-Рошаль, Д. Ф. Бонавентура (1221-1274), Роберт Гроссетест (1170—1253), Джон Пеккам.— 508.

8 Речь идет о Птоломее из Лукки, Эгидии Лессинском и Гервее из Неделлец.— 508.

  1. Как верно отмечает С. Н. Трубецкой, «шотландская школа», глава которой шотландский философ Томас Рид (1710—1796), не смогла вполне освободиться от общих предпосылок эмпиризма — от рассмотрения сознания как совокупности субъективных состояний. — 514.
  2. В центре внимания Ф. Баадера (1765—1841), немецкого ученого и философа,— построение теогонического процесса, в который вплетены как бы осевые точки мировой истории — грехопадение и искупление.— 520.
  3. Для немецких естествоиспытателей и философов Людвига Бюх- нера (1824—1899) и Карла Фохта (1817 — 1895) проблема сознания, мышления сводилась к изучению функций мозга.— 520.
  4. «Наукословие», или «Наукоучение» (Wissenschaftslehre),— основное произведение И. Г. Фихте. Первый его вариант вышел в свет в 1794 г. За свою жизнь немецкий философ несколько раз перерабатывал это свое произведение.— 520.
  5. С. Н. Трубецкой имеет в виду натурфилософию Шеллинга и его последователей — естествоиспытателей Л. Окена (1779—1851), X. Стеффенса (1773-1845), К. Г. Каруса (1789-1869) и др. Натурфило- софия возрождала неоплатоническое и неопифагорейское учение о природе как о едином космическом целом, одушевляемом мировой душой; природа при этом рассматривалась как интеллигенция в ее становлении, как бессознательный разум, стремящийся и развивающийся к самосознанию.— 520.
  6. В своем знаменитом труде «Элементы психофизики» (1860) немецкий психолог, физик, физиолог и философ Г. Т. Фехпер (1801 — 1887) установил основной психофизический закон: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Одним из первых применял точные методы в психологии и таким образом заложил фундамент экспериментальной психологии. В 1879 г. В. Вундт (1832—1920), немецкий психолог, физиолог и философ, создал первую в мире психофизическую лабораторию.— 520.
  7. С. Н. Трубецкой объединяет А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, создателей волюнтаристски ориентированной философии бессознательного (бессознательное выступает у них как воля), с представителями классического немецкого идеализма не без основания: некоторые предпосылки философии бессознательного можно обнаружить уже у Канта в его учении о продуктивной способности воображения, но особенно — у Фихте и Шеллинга. Не случайно Шопенгауэр считал себя учеником и истинным последователем Канта, а Гартман осуществил своеобразный синтез Шопенгауэра, Шеллинга и Гегеля. — 520.
  8. «Итак, философия рассматривает абсолютное, во-первых, как... идею... во-вторых... в его деятельности, в его воплощениях, и это есть путь абсолютного к тому, чтобы стать для себя, духом; таким образом, бог есть результат философии, о котором мы узнаем, что он есть не только результат, но и вечное самосозидание, предшествование самому себе. Односторонность результата снимается в самом результате» (Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии религии // Философия религии в двух томах. Т. 1. М., 1975. С. 224—225). «Бог есть Бог лишь постольку, поскольку он знает самого себя; его знание самого себя есть, далее, его самосознание в человеке» (нем.) (Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Часть третья: Философия духа. М., 1956. С. 350).— 522.

...мыслящая себя идея, знающая истина (нем.) (Гегель Г. В. ф. Философия духа. С. 364).— 522.

    1. На эту роль притязал, с одной стороны, позитивизм, с другой — неокантианство. — 523.
    2. Фридрих Альберт Ланге (1828—1875) — немецкий философ, представитель так называемого критического идеализма, толковавший кантовский априоризм с психологической и даже психофизической точки зрения (ср. Гельмгольца). Наиболее известен своей работой «История материализма и критика его значения в настоящее время» (1866).— 525.
    3. Парацельс — псевдоним немецкого естествоиспытателя и теософа Ф. А. Т. Б. фон Гогенгейма (1493—1541), чье мистико-герметическое учение оказало сильное влияние на дальнейшее развитие философской мысли в Германии: на Бёме, Вейгеля, Шеллинга и романтиков (особенно Новалиса).— 528.
    4. Срамная часть (франц.).— 528.
    5. «Логику, согласно этому, следует понимать как систему чистого разума, как царство чистой мысли. Это царство есть истина, какова она без покровов, в себе и для себя самой. Можно поэтому выразиться так: это содержание есть изображение бога, каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа» (нем.) (Гегель Г. В. Ф. Наука логики // Соч. Т. V. М., 1937. С. 28).- 528.

33 «Философствовать о природе — значит творить природу» (нем.).- 529.

3 Давно прошедшее (лат.).— 529.

      1. «Я знаю, что для многих в этих указаниях содержится требование, исполнение которого непосильно даже в мышлении» (нем.).— 529.
      2. § 279: «Комета выступает... как некий формальный процесс, некая неустановившейся формы масса паров» (Гегель Г. В. Ф. Философия природы//Соч. Т. II. М.; Л., 1934. С. 132). § 288: «Землетрясения, вулканы и их извержения могут рассматриваться как принадлежащие процессу огня, процессу перехода затверделости в освобождающуюся отрицательность для себя-бытия. Такого же рода явления могут иметь место и на Луне. Напротив, облака могут рассматриваться как начальная стадия пометных тел» (Там же. С. 160).— 530.
      3. § 282 (Воздух) и § 283 (Элементы противоположности): «Воздух есть в себе огонь (как это показывает сжимание)...» (Там же. С. 147).- 530.
      4. Трубецкой ссылается здесь на работу: Erdmann J. Е.GrundederGeschichtederPhiiosophie. Bd II, 13, 1866.- 530.
      5. Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841), немецкий философ, соединил кантовское учение о вещи-в-себе с некоторыми элементами Лейбни- цевой монадологии и создал так называемый реализм — учение о «реалах» — простых, нематериальных сущностях, составляющих онтологическую основу как природы, так и духа.— 534.
      6. С. Н. Трубецкой не признает автономии индивидуального сознания. Принцип автономии, составляющий предпосылку трансцендентального идеализма, русский философ относит к коренным заблуждениям протестантски ориентированной культуры. Именно этому принципу Трубецкой противопоставляет свою теорию метафизической соборности сознания, взаимопроницаемости индивидуальных «Я».— 537.
      7. С. Н. Трубецкой считал величайшим открытием Канта учение немецкого философа об априорных формах чувственности. Он не принимал, однако, предложенное Кантом истолкование этих форм как принадлежащих трансцендентальному субъекту и, таким образом, субъективных образований. Согласно Трубецкому, пространство и время составляют априорные формы универсально-космической чувственности, которую он мыслил наподобие мировой души неоплатоников. Вслед за В. С. Соловьевым Трубецкой пытался раскрыть природу универсальной чувственности и в этой связи, по сообщению современников, занимался проблемой софиологии, но, к сожалению, это свое исследование не завершил и не опубликовал. «Я знаю,— писал в своих воспоминаниях брат философа Е. Н. Трубецкой,— что он незадолго до окончания университетского курса работал над сочинением о св. Софии... но рукописи его я не видал и не знаю, уцелела ли она» (Трубецкой Е. Н. Из прошлого. Вена, 1922. С. 82). Хотя работу о Софии С. Трубецкой писал еще в молодые годы, однако это сочинение было бы весьма интересно сегодня, особенно учитывая, что полемика вокруг софиологии в начале века велась довольно острая. Характерно, что Е. Н. Трубецкой, близкий к своему брату по философской ориентации, критически относился к софиологии В. С. Соловьева и особенно С. Н. Булгакова и П. А. Флоренского, считавших Софию посредницей между Богом и творением и едва ли не «четвертой ипостасью» Бога. «София,— писал Е. Н. Трубецкой,— вовсе не посредница между Богом и тварью... Она — неотделимая от Христа Божия Мудрость и сила. Если так, то мир, становящийся во времени, есть нечто другое по отношению к Софии» (Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1918. С. 104).- 539.
      8. Хотя немецкий философ А. Тренделенбург (1802—1872) испытал на себе сильное влияние немецкого идеализма, однако в своих «Логических исследованиях» он подверг гегелевскую спекулятивную диалектику основательной критике с позиций аристотелевского реализма. Трен- деленбург оказал влияние на развитие немецкой философии второй половины XIX века.— 541.
      9. «Когда наступит этот период, мы сказать не можем. Но, когда он настанет, тогда приидет Бог» (Шеллинг Ф. В. Й. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1987. С. 466).
      10. См. примечание И.
      11. Речь идет о работе Фихте «Об основании нашей веры в божественное мироправление» (VeberdenGrimunseresGlaubensaneinegottlicheWeltregierung. Philos. Journal. Bd VIII. 1798).— 543.
      12. Пьер Жане (1859—1947), французский психолог и психопатолог, изучал простейшие автоматизмы сферы бессознательного. Опираясь на работы французского психопатолога Ж. Шарко, создал психологическую теорию неврозов. Трубецкой ссылается на книгу П. Жане «Психологический автоматизм. Опыт экспериментальной психологии низших форм человеческой активности».— 552.
      13. «Бесполезно теоретически рассуждать о происхождении любви между родителями и детьми, которая, по-видимому, лежит в основе социальных привязанностей».— 555.
      14. Эрнст Геккелъ (1834—1919), немецкий зоолог и философ, был близок к материализму, защищал и пропагандировал идеи эволюции. Его основное произведение — «Мировые загадки. Общедоступные лекции о философии биологии» (1899) — пользовалось в начале века большой популярностью, особенно в России. — 569.
      15. После этого,— значит, по причине этого (лат.).— 580.
      16. Вряд ли принцип соборности сознания позволяет достаточно убедительно обосновать понятие реальности и причинности, особенно если учесть, что, по утверждению самого Трубецкого, соборное сознание есть нечто скорее возможное, долженствующее осуществиться, нежели нечто действительное, осуществленное. Здесь обнаруживаются значительные трудности, с которыми сталкивается концепция соборного сознания, которая призвана обосновать всеобщность и необходимость научного знания.— 583.
      17. Необходимость (лат.).— 585.
      18. В качестве доказательств своей правоты древнегреческий философ Зенон Элейский (ок. 490 — ок. 430 до н. э.) сформулировал ряд антиномий, парадоксов (апорий), известных под названием «Дихотомия», «Ахиллес», «Стрела» и «Стадий», в которых стремился показать, что движение и множественность невозможно мыслить без противоречия.— 586.
      19. Начал искать всеобщее в этическом (др.-греч.).— 589.
      20. Из опыта (лат.).— 589.
<< | >>
Источник: Трубецкой С. Н.. Сочинения/Сост., ред. и вступ, статья П. П. Гайденко; Примеч. П. П. Гайденко, Д. Е. Афиногенова.— М.: Мысль,1994.— 816 c.. 1994

Еще по теме «О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ»: