<<
>>

  20. Как понять в Иисусе сочетание божественной н человеческой природ  

О неиссякающий свет! Ты показываешь мне, что максимальное соединение, каким человеческая природа в моем Иисусе соединена с твоей божественной природой, никак не подобно бесконечному единению.
Еди- нение, каким ты, 5ог-Отец, соединен с богом-Сыном твоим, есть бог-Дух святой, и это бесконечное единение; оно сливается с абсолютным и сущностным тождеством. Не так человеческая природа соединяется с божественной. В самом деле, человеческая природа не может перейти в сущностное единение с божественной, как конечное не может вступить в бескопечное единение с бесконечным: оно перейдет тогда в тождество с бесконечным и сразу перестанет быть конечным, раз его истинным предикатом станет бесконечное. Соединение, каким человеческая природа соединяется с божественной, есть не что иное, как высшая ступень привлечения человеческой природы в божественную, когда сама по себе человеческая природа с большей глубиной'привлечена быть уже не может. Соединение человеческой природы как таковой с божественной максимально, потому что пе может быть больше, но оно но абсолютно максимально и не бесконечно, как божественное единство.

По твоей всемилостивой благодати я вижу в тебе, Иисусе, сыне человеческом, Сына божия, и в тебе, Сыне, бога-Отца. В тебе, сыне человеческом, я вижу Сына божия потому, что ты сып человеческий так, что вместе и Сып божий, и через твою привлеченную к богу конечную природу я вижу привлекающую бесконечную божественную природу. А в абсолютности Сына я вижу абсолютность Отца, ведь в Сыне нельзя видеть Сына, пе видя в пем Отца. Я вижу в тебе, Иисусе, божественное сыновство, истину всякого сыновства — и вместе высшее человеческое сыновство, точнейшео изображепие абсолютного сыновства. Как изображение, не отделенное от прообраза никаким более совершенным последующим изображением, неотторжимо коренится в истине, изображением которой является, так твоя человеческая природа коренится в божественной природе.

В твоей человеческой природе я тем самым вижу все, что вижу и в божественной, только все, что в божественной природе есть сама божественная истина, в человеческой я вижу существующим по-человечески. Все человеческое в тебе, Иисусе,— подобие божественной природы, но это подобие без посредства связано с прообразом так, что большего подобия ни быть не может, ни представить нельзя. В твоей человеческой, или разумной, природе человеческий разумный дух теснейше связан с божественным духом, абсолютным разумным основанием; и точно так же твой человеческий интеллект и все в твоем интеллекте, Иисус, [связано] с божественным интеллектом. Ты понимаешь все как бог — и это понимание есть бытие всего; ты понимаешь все как человек—и это понимание есть бытие подобия всего, поскольку человеком вещь понимается только через свое подобие: камень пребывает в человеческом интеллекте пе как в своей причине или в своем основании, а как в своем виде и подобии. И вот в тебе, Иисусе, человеческое понимание соединено с божественным пониманием, как совершеннейшее изображение с истиной прообраза. Это как если бы мы рассматривали идеальную форму ларя в уме мастера, а потом вид совершеннейшего ларя, сделанного тем же мастером согласно своей идее; идеальная форма будет тогда истиной вида, соединенной с ним в едином художнике как истина с изображением. Так в тебе, Иисусе, художнике художников, я вижу глубочайшее соединение идеи всех вещей с их уподобительным видом.

Твой интеллект, Иисус, есть вместе и истина, и изображение! Я вижу тебя поэтому внутри степ рая; ты бог и вместе творение, бесконечный и вместе конечный, и невозможно, чтобы ты оказался но сю сторону стены. Ты — соединение божественной творящей природы и человеческой сотворенной природы. Разница между твоим человеческим интеллектом и интеллектом любого другого человека в том, что ни один человек пе знает всего, что дано знать человеку, поскольку ни один человеческий интеллект не связан в качество подобия истины с прообразом всех вещей так, чтобы для него не могло быть более тесной связи и более действительного осуществления,— тем самым оп никогда не понимает столько, чтобы не мог понять больше, приблизившись к прообразу вещей, от которого имеет свою действительность все актуально существующее; наоборот, твой интеллект актуально понимает все, что может быть понято человеком, поскольку в тебе человеческая природа достигает совершенства и высшей связи со своим прообразом,— благодаря этому соединению твой человеческий интеллект совершенством своего понимания превосходит всякий сотворенный интеллект. Все разумные духи поэтому намного уступают

тебе; ты, Иисус, всем им учитель и свет. Ты и совершенство, и полнота всего, и через тебя как посредника все восходит к абсолютной истине: ты путь к истине и вместе сама истина; ты путь к жизни интеллекта и вместе сама его жизнь; ты запах хлеба радости и вместе его веселящий вкус. Будь же, Иисус сладчайший, вовеки благословен.

<< | >>
Источник: Николай Кузанский. Сочинения в 2-х томах. Т. 2 — М.: Мысль,1979. — 488 c.. 1979

Еще по теме   20. Как понять в Иисусе сочетание божественной н человеческой природ  :

  1. Человек и Божественное в христианстве.
  2. 1. Философско-богословское обоснование религиозной веры в русском православии 
  3.   20. Как понять в Иисусе сочетание божественной н человеческой природ  
  4.   21. О том, что без Иисуса невозможно счастье 91  
  5.                 23. О том, что после смерти Иисуса его единение с жизнью сохранилось  
  6. Поиски прорыва
  7. Идея творения в христианской философии.[*]
  8. § 87. И. Христос есть Богочеловек. Особенная важность и непостижимость догмата о воплощении Сына Божия. Краткая история догмата.
  9. II. О Боге, как Судии и Мздовоздаятеле для всего рода человеческого.
  10. Глава VIII.ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ
  11. Глава XV.ОТЕЦ СЕРГИЙ БУЛГАКОВ
  12. ГИПАТИЯ, ИЛИ РАСТЕРЗАННАЯ МУЗА. К 1600-ЛЕТИЮ КАЗНИ ОТ РУК ФАНАТИКОВ-ХРИСТИАН
  13. Христианство
  14. СИМВОЛ ВЕРЫ
  15. (?). Переход обеих сторон, т. е. божественного и человеческого закона, друг в друга
  16. II.2.2.Платон
  17. Глава VIII Владимир Соловьев