<<
>>

  О ТОМ, ЧТО ВСЕЛЕННАЯ - МАКСИМУМ, НО ТОЛЬКО КОНКРЕТНО ОПРЕДЕЛИВШИЙСЯ,- ЕСТЬ ПОДОБИЕ АБСОЛЮТА  

Если мы с тщательным вниманием разовьем открытое нам выше ученым незнанием, то уже из одной той истины, что все есть или абсолютный максимум, или существует от него, нам может проясниться мпо- гое о мире, или Вселенной, которую я считаю максимумом, только конкретно определившимся; ведь поскольку ограниченная своей определенностью (cont-lt; ractum), или конкретная (concretum), совокупность вещей тоже заимствует все то, что она есть, от абсолютного максимума, то она, насколько может, разделяет с пим и его качество максимальности. Соответственно, все известное нам из первой книжки об абсолютном максимуме, будучи абсолютным образом присуще абсолютному, конкретно определенным образом присуще, утверждаем мы, конкретно определившемуся максимуму.
Возьмем кое-что па примере ради приступа к ра- 113 зысканпю. Бог есть абсолютная максимальность и, значит, едипство, которое абсолютно предваряет и единит любые различия и противоположности, скажем, иеопосредуемые противоречия. Он есть абсолютно во всех вещах все то, что они суть: абсолютное первоначало, конечная цель и бытие; в нем все вещи суть без множественности простейший и нераздельный абсолютный максимум, подобно тому как бесконечная линия есть все фигуры23. Равным образом мир, или Вселенная, есть конкретный максимум и, значит, единая цельпость, которая предваряет конкретные противоположности (скажем, противопоставленные качества) и конкретным образом есть то, что суть все вещи: определенное начало и конкретная конечная цель вещей, копкретное бытие, бесконечность, определившаяся в конкретную бесконечность мира. В нем все вещи без множественности суть сам он, конкретно определившийся максимум с относительной простотой It нераздельностью, подобно тому как конкретная максимальная липия есть конкретпо все фигуры.
Все станет ясно, если правильно понимать конкрет- 114 ность вещей. Конкретная бесконечность, простота

или нераздельность при своей конкретизации [в нечто определенное и тем самым ограниченное] бесконечно уступают этим же свойствам абсолюта; бесконечный и вечный мир вне всякой соразмерности отпадает от абсолютной бесконечности и вечности, а его цельность — от абсолютного единства. Абсолютное единство совершенно свободно от всякой множествен пости; наоборот, определившееся единство, единая Вселенная, пускай она тоже единый максимум, из-за своего определения в конкретные вещи от множественности не свободна. Поэтому, хотя она максимально едина, это ее единство конкретизовано множеством, как бесконечность — конечностью, простота — составностыо, вечность — последовательностью, необходимость — возможностью и так далее. Как если бы абсолютная необходимость сообщала себя без смешения и конкретно определялась своей противоположностью. Или еще: если бы белизна обладала абсолютным бытием в себе, а не только в абстракции нашего ума и от нее возникало бы белое как конкретно белое, то белизна определялась бы в актуально белое небелизной, то есть белым благодаря белизне становилось бы то, что без нее не было бы белым.

Прилежный искатель может вывести отсюда многое. Скажем, если бог, будучи безмерным, не заключен пи в Солнце, ни в Луне, хоть является в них абсолютным образом всем тем, что опи суть, то Вселенная тоже не заключена ни в Солнце, ни в Луне, но она есть в них конкретно то, что они суть. И если абсолютная чтойность Луны не отлична от абсолютной чтойности Солнца, раз она сам бог, абсолютная бытийность и чтойность всего, то конкретная чтойность Солнца отличпа от чтойности Луны; ведь если абсолютная чтойность вещи не есть сама вещь, то ее конкретная чтойность — пе что иное, как сама вещь.
Отсюда тоже ясно, что, раз Вселенная есть конкретная чтойность, определяющаяся у Солнца так, а у Луны иначе, тождество Вселенной пребывает в различии, как и ее единство — в множестве. Не будучи пи Солнцем, ни Луной, Вселенная есть, однако, в Солнце — Солнце и в Луне — Луна; наоборот, бог пе есть в Солнце Солнце и в Лупе Луна, но то, что суть Солнце и Луна, он есть без множественности и различия. Все- ленная (universum) означает универсальность (uni- versalitatem), то есть единство многого. Поэтому как человек не есть ни Сократ, ни Платон, а в Сократе — Сократ и в Платоне — Платон, так в отношении всех вещей и Вселенная.
Но поскольку, как сказано, Вселенная есть все- таки первоначало, только конкретно определившееся, и тем самым она есть максимум, то ясно, что Вселен- пая целиком вышла к существованию посредством простой эманации конкретного максимума из абсолютного максимума24; а поскольку вещи составляют части Вселенной и без них она — ведь она существует только в конкретной определенности — не могла бы быть единой, цельной и совершенной, то все сущее пришло к бытию одновременно со Вселенной, а не сначала интеллигенция, потом благородная душа и, наконец, природа, как думал Авиценна и некоторые другие философы25. Впрочем, как в замысле художника целое (например, дом) предшествует части (например, стене), так мы говорим, раз все вышло в бытие из божественного замысла, что сначала тогда произошла Вселенная и вслед за ней все, без чего она не могла бы быть пи Вселенной, ни совершенной.
Как абстрактное существует в конкретном, так абсолютный максимум мы видим прежде всего в определившемся максимуме, так что во всех частных вещах он пребывает уже в порядке следствия, абсолютным образом пребывая в том, что конкретно определенным образом есть все. Бог — абсолютная чтой- ность мира, или Вселенной; Вселенная — та же чтой- ность как конкретно определившаяся. Конкретность означает определенность во что-либо, скажем, в то, чтобы быть тем или этим. Бог, который един, пребывает в единой Вселенной; Вселенная пребывает в универсальной совокупности вещей, определяясь в них. Таким путем мы понимаем, что бог, простейшее единство, существуя в единой Вселенной, как бы в порядке следствия через посредство Вселенной пребывает ло всех вещах, а множество вещей через посредство единой Вселенной — в боге.

117
ГЛАВАS
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: Николай Кузанский. Сочинения в 2-х томах. Т. 1: Перевод/Общ. ред. и вступит, статья 3. А. Тажуризиной. — М.: Мысль,1979. — 488 е., 1 л. портр. — (Филос. наследие).— В надзаг.: АН СССР, Ин-т философии.. 1979

Еще по теме   О ТОМ, ЧТО ВСЕЛЕННАЯ - МАКСИМУМ, НО ТОЛЬКО КОНКРЕТНО ОПРЕДЕЛИВШИЙСЯ,- ЕСТЬ ПОДОБИЕ АБСОЛЮТА  :

  1. Эволюция здесь проявилась только в том, что в современных условиях прочность позиций в отношениях собственности зависит
  2. Не приходится удивляться тому, что эпоха Английской революции остается объектом не только не
  3. Более того: одна из основных функций ритуала состоит в том, что с его помощью абсолютные, безусловные
  4. О ТОМ, ЧТО НАХОДИТСЯ В ВЫШИНЕ — НА НЕБЕ И В ВОЗДУХЕ 
  5. Упражнение VI О том, что в сочинениях Аристотеля содержится чрезвычайно много лишнего 1. «Категории» Аристотеля изобилуют тавтологиями и отклонениями от предмета  
  6. Упражнение II О том, что в учениях об универсалиях, или категориях, есть разнообразные ошибки 1. «Введение» Порфирия отмечено теми же недостатками, что и сам текст Аристотеля  
  7. Сомнение II О том, что все идеи, даже идеи химер, а тем более вещи, истины, мысли, имеют внешнее происхождение  
  8.   О ТОМ, ЧТО ТОЛЬКО РЕЛИГИЯ МОЖЕТ УКРЕПИТЬ НАШУ ВЕРУ В ПРИРОДУ РАЗУМНОЙ ДУШИ 
  9.   О ТОМ, ЧТО МАТЕМАТИКА ЛУЧШЕ ВСЕГО ПОМОГАЕТ НАМ В ПОНИМАНИИ РАЗНООБРАЗНЫХ БОЖЕСТВЕННЫХ ИСТИН 
  10.                 42 О ТОМ, ЧТО МАКСИМУМ, В ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ, ОТНОСИТСЯ КО ВСЕМУ КАК МАКСИМАЛЬНАЯ ЛИНИЯ К ЛИНИЯМ 
  11.                 98 О ТОМ, ЧТО БЫТИЕ ТВОРЕНИЙ НЕПОСТИЖИМО ПРОИСХОДИТ ОТ ПЕРВОГО БЫТИЯ 
  12.   О ТОМ, ЧТО МАКСИМУМ НЕПОСТИЖИМО СВЕРТЫВАЕТ И РАЗВЕРТЫВАЕТ ВСЕ 
  13.   О ТОМ, ЧТО ВСЕЛЕННАЯ - МАКСИМУМ, НО ТОЛЬКО КОНКРЕТНО ОПРЕДЕЛИВШИЙСЯ,- ЕСТЬ ПОДОБИЕ АБСОЛЮТА