Задать вопрос юристу

Явление и сущность в жизни сознания  

Публикация по единственному изданию: ВФП. 1895. Кн.
    1. С. 619-652.

В отчете о заседании Психологического общества 4 ноября 1895 г.
сообщается о прочтении Лопатиным реферата «Явление и сущность в жизни сознания» и о прениях по реферату, в которых приняли участие П.А. Каленов, А.А. Токарский, Н.Я. Грот и Г.А. Рачинский. — ВФП. 1895. Кн.
    1. Критика и библиография. С. 68.

С. 146. В моем прошлом реферате — См.: Паралле- листическая теория душевной жизни. — ВФП. 1895. Кн. 28. С. 358-389.
С. 147. ... у Вундта (Philosophische Studien, 1894. Ueber psych. Causalitat etc.) ... — «Философские исследования» — журнал ,(1881-1903, Лейпциг), посвященный проблемам психологии и издававшийся В. Вундтом; на страницах журнала печатались работы Вундта и его учеников. С 1905 г. выходил под названием «Psychologische Studien».
... и у Паульсена... — См. в рус. пер.: Паульсен Ф. Введение в философию. М., 1894.
С. 149. Юм прямо называет психические состояния субстанциями (...) дает понятию субстанция своеобразное толкование (A Treatise on human nature; 1874, vol. I, pp. 518, 527). — Hume D. The philosophical works. Ed. by Т.Н. Green and Т.Н. Grose. V. 1-3. L., 1874.
Лопатин ссылается на раздел «О нематериальности души». См. в рус. пер. С.И. Церетели: Трактат о человеческой природе. — Юм Д. Соч. в 2 тт. Т. 2. М., 1966. Сс. 345-346, 357-358). В ПЗФ Лопатин неизменно ссылается на английские издания Юма и приводит цитаты в собственных переводах. Он называет Юма «наиболее оригинальным и глубоким скептиком» (ч. I, 2 изд., с. 223). Философию Юма Лопатин рассматривает в ПЗФ. Ч. II. С. 111-124 (гл. И, разд. Теория причинности Юма). В 1906 г. Лопатин опубликовал критический обзор книги Н.Д. Виноградова «Фи- лософия Давида Юма» (ч. I. Теоретическая философия Юма. М., 1906). - ВФП. Кн. 83.
С. 152.... знаменитое признание Дж.Ст. Милля, когда он в своей «Критике философии В. Гамильтона»... — Милль Дж.Ст. Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона. СПб., 1869. (Гл. Насколько приложима к духу психологическая теория доверия к веществу.) С. 192-202, особенно — с. 200201.
С. 157. ... по коренному учению Канта, причинность ... — См. прим. к с. 107.
С. 159.... слово «сущность» (...) выражает общую логическую природу данного предмета или явления ( Аристотеля) ... — У Аристотеля — «суть бытия» (вещи), чистая сущность, эйдос (вид), качественная определенность вещи («чтой- ность» в отличие от конкретной субстанции, «этости»). См., напр.: Метафизика I, 7, 988 ab; V, 17,18, 1022 а; VII, 6,1031 ab, 1032 а; VII, 7, 1032 b; VII, 8, 1033 Ь.
С. 161-162. допускает абсолютно объективное бытие пространства, подобно Декарту и Спинозе — Согласно Декарту и Спинозе, природа как тела, так и пространства есть протяжение.
С. 163. ... говорит Юм: «Что протяженно ... — Перевод JI.M. Лопатина. Ср. пер. С.И. Церетели: «Все, что протяженно, должно иметь определенную фигуру, например квадратную, круглую или треугольную, однако ни одна из них неприменима к желанию или вообще к какому бы то ни было впечатлению, к какой бы ни было идее, за исключением идей, полученных при помощи двух вышеупомянутых чувств [зрения и осязания. — И.Б.]. (...) Моральное размышление не может быть помещено направо или налево от аффекта, а запах или звук не может обладать круглой или квадратной фигурой. Эти объекты и восприятия не только не требуют определенного места, но оказываются абсолютно несовместимыми с ним, и даже воображение не может его приписывать им» (Трактат о человеческой природе. Ч. IV. О нематериальности души. — Юм Д. Соч. в 2 тт. Т. 2. М., 1966. С. 348-349).
С. 164. ... указанных в прошлом моем реферате — См. прим. к с. 146.
С. 165. Повторим недоумение Милля ... — См. прим. к с. 152.
С. 168. Гербарт замаскировал (...) с актами самосохранения простой душевной сущности... — Термин «самосохране- ниє» («самоудержание») в психологической теории немецкого мыслителя Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841) является центральным для характеристики души. По Гер- барту, душа — простое реальное существо, стремящееся к самосохранению. Реакцией самосохранения душа отвечает на всякий напор внешних ей простых существ. Всякое самосохранение души есть представление. Представление продолжает существовать, даже когда прекратилось действие вызвавшего его внешнего фактора; если его актуальности препятствуют более интенсивные представления, то оно пребывает в бессознательном состоянии. См. о самосохранении, напр., в книге «Психология как наука, вновь обоснованная на опыте, метафизике и математике» (1824). Рус. пер. в: Гербарт И.Ф. Психология. СПб., 1895. С. 27-89. Так, в § 98 (с. 83-84) Гербарт поясняет: «Всякая непрерывность (...) возможных представлений в то же время есть и непрерывность возможных самосохранений души. (...) Словом «представления» мы ближе всего обозначаем феномены, поскольку можно их встретить в сознании. Напротив, выражение «самосохранение души» обозначает реальный акт, который непосредственно производит феномен. Этот реальный акт не является предметом сознания, потому что он есть та самая длительность, которая делает возможным сознание. Таким образом, самосохранение души и представление относятся друг к друїу как действие (Thun) и бывание (Geschehen)»; в § 154 «Учебника психологии» читаем: «(...) в простом качестве каждой сущности нечто изменилось бы другою сущностью, если бы каждая сущность в своем качестве не охраняла бы себя от нарушения (...) Подобные самосохранения суть единственное, что достоверно бывает в природе; и это связывает бывание с бытием» (там же, с. 202-203). См. комментарий Лопатина относительно психологической теории Гербарта: «(...) для нее все акты сознания являются невольным продуктом борьбы представлений между собою, по отношению к которой наша душа оказывается совершенно пассивным зрителем. И тем не менее, когда обратим внимание на коренные посылки этой теории, наша оценка должна сильно измениться. Представления, по Гербарту, суть состояния самоудержания или самоутверждения души; борьба представлений, с этой точки зрения, является непрерывным выражением самоохранения души, ее сопротивления внешним отрицательным влияниям, и ника- кош другого содержания не имеет. Поэтому если в окончательном результате психология Гербарта дает картину всецелой пассивности душевных процессов, в ее исходных предположениях, напротив, поражает скорее избыток активности в признаваемом ею источнике явлений души» (ПЗФ. Ч. II. С. 166).
С. 169. ... о психологии Бенеке, с его (...) учением о первоспособностях. -Фридрих Эдуард Бенеке (1798-1854) — немецкий философ и психолог. Рассматривает жизнь сознания как развитие данных зародышей и задатков, которые называет первичными способностями. К перво- способностям, или элементарным психическим способностям, относятся: 1) способность стремлений; 2) способность восприятия или усвоения внешних впечатлений; 3) способность удерживать усвоенные впечатления; 4) способность живой и легкой ассоциации. Первоспособ- ности бессознательно ищут внешних раздражений, которые дают им возможность развернуться. Воздействие внешнего опыта приводит к образованию новых способностей, однако прежние не исчезают вполне, но сохраняются в форме предрасположенностей, которые влияют на складывание результатов дальнейших раздражений.
Силы, или способности, развитой человеческой души состоят из следов образов, которые были возбуждены ранее. См.: Psychologische Skizzen. Gett., 1825-27; Lehrbuch der Psychologie als Natur- wissenschaft. В., 1833; Die neue Psychologie. В., 1845. О психологии Бенеке см.: Дресслер И. Основания психологии и логики по Бенеке. СПб., 1871; Троицкий М.М. Немецкая психология в текущем столетии. 2 изд. Т. 2. М., 1883. С.370- 441.
С. 171. В знаменитом месте De Trinitate — Лопатин цитирует соч. Августина (354-430) «О Троице» в собственном переводе.
Через много столетий этим же самым путем (...) Декарт. Его пространные рассуждения в Meditationes... — Имеется в виду соч. Декарта «Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом» (1640). См.: Декарт Р. Соч. в 2 тт. Т. 2. М., 1994.
С. 173.... я вынужден отложить до следующего реферата. — См. Понятие о душе по данным внутреннего опыта. — ВФП. 1896. Кн. 32. С. 264-298. Опубл. в наст. изд.
Понятие о душе по данным внутреннего опыта.
Публикация по единственному изданию: ВФП. 1896. Кн. 32. С. 264-298.
Изложение прений по реферату, в которых приняли участие П.А. Каленов, А.А. Токарский, В.Н. Ивановский, Н.Я. Грот, С.С. Корсаков и А.С. Белкин, см.: ВФП. 1896. Кн. 34. С. 514-519.
С. 178-179. для движения даже на небольшое расстояние нужно пройти действительно бесконечное множество точек (...) древние элейские философы. — Представители элейской школы — Парменид (р. ок. 515 или ок. 544 г. до н.э.), Зенон (ок. 490 — ок. 430 гг. до н.э.), Мелисс. Формулируемое Лопатиным положение Зенон приводил в своих аргументах против возможности движения: он стремился доказать противоречивость понятий числа и движения, правящих в «мире мнения», дабы устранить эти понятия из сферы истинного знания.
С. 181.... некоторые картезианцы, которые, серьезно усвоив идею о полном тожестве сохранения мира с его повторным творением... — Из числа собственно последователей Декарта (мыслителей, которые, в отличие от Спинозы и Лейбница, пытались последовательно развивать, а не переосмысливать его философские взгляды) к выводам о Боге как единственной субстанции материального мира и о Его ежеминутно возобновляющейся деятельности по творению вещей (которые суть Его модификации) пришел, в частности, один из сторонников теории окказионализма Никола Мальбранш (1638-1715). Его главное сочинение — De la recherche de la verite (1674-75) — см. в рус. пер.: Разыскания истины, 19031906. — К тем же выводам приближался и окказионалист Арнольд Гейлинкс (1625-69), ограничивавший область самодеятельности вещей и рассматривавший их как действия или модусы Бога. Его основные труды: Ethica (1665), Physica vera (1689), Metaphysica vera et admentamperipateticam (1691). Об окказионализме и Мальбранше см. обстоятельные главы соч.: Фишер К. История новой философии. Т. 2. Спиноза, его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1906 (пер. С.Л. Франка). С.30-84; см. также: Ершов М.Н. Проблема Богопознания в философии Мальбранша. Казань, 1914.
С. 183. в том, что оно над ним возвышается — В оригинале: под ним возвышается.
С. 186. Ср. К Ланге... — См. Ланге КН. Психологические исследования. Одесса, 1893. Николай Николаевич Ланге (1858-1921) — русский психолог, ученик В.Вундта; профессор Одесского университета (1888-1921); создал (в Одессе) одну из первых в России экспериментальных психологических лабораторий. Весной 1894 г. Лопатин выступил в качестве оппонента на его докторском диспуте. В письме к Н.Я. Гроту он сообщал: «Отзыв мой вышел очень длинен, хотя писал его с крайней поспешностью, и по содержанию довольно кусателен. Впрочем, факультет его принял благосклонно, и даже М.М. Троицкий одобрил и согласился с моею трепкою книги Ланге» (3 мая 1894 г. — РГАЛИ. Ф. 123. On. 1. Ед.хр. 120. Л. 15 об.).
С. 187. contradictio in adjecto — противоречие в определении (лат).
... исходит Allen Vannerus ... — Archivfur systematischePhilosophie, который упоминает здесь Лопатин, издавался в Берлине с 1895 по 1931 г.; первым редактором журнала был П. Наторп. Изложение упоминаемой статьи «Критические замечания относительно представления Вундта о сущности психических явлений» см.: ВФП. 1896. Кн. 33. С. 347-349 (отдел «Критика и библиография»).
... Е. Саго. L'idee de Dieu ... — Рус. пер.: Каро Э.М. Идеи Бога и бессмертия души пред судом новейших критиков. Пер. под ред. Алексея Ив. Введенского. Харьков, 1898.
С. 191. ... психологи ассоциативной школы ... — Имеются в виду главным образом английские психологи, рассматривавшие психические явления как результат ассоциации (связи) двух или более идей или ощущений по смежности, сходству, контрасту или времени появления (или актуализации) в сознании, — Д. Гертли, А. Теккер, Дж. Локк, Д. Юм, Т. Рид, Д. Стюарт, Д. Броун, А. Бэн, Д.С. Милль. Об ассоцианизме см. в современной Лопатину литературе: Троицкий М.М. Немецкая психология в текущем столетии. Историко-критическое исследование с предварительным очерком успехов психологии в Англии со времен Бэкона и Локка. М., 1867 (2-е изд. в 2 тг. — 1883); Рибо Т. Современная английская психология. М., 1881; Ивановский В.Н. Ассоцианизм психологический и гносеологический. Казань, 1909.
С. 193. Сошлемся ли мы, вслед за Юмом, на большую интенсивность воспоминаемых образов ... — Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам. — Юм Д. Соч. в 2-х тт. М., 1965. Т. I. С. 97; 182-184 (кн. I, ч. I, гл. Зич. Ill, гл. 5).
С. 195. теорию трансцендентальной апперцепции. — См.: Критика чистого разума. Трансцендентальная дедукция чистых рассудочных понятий. 16-19. — Кант И. Соч. в 6 тт. Т. 3. М., 1964. С. 190-199.
С. 196. experimentum crucis — решающий эксперимент (лат.).
С. 197. ... признающая душу за единую, неизменную субстанцию (...) так смотрит на явления памяти, напр., Лотце. — О Лотце см. прим. к с. 45. Точка зрения Лотце основывается на его мысли о том, что в основании мира лежит единая самосознающая субстанция, модификациями которой являются различные субстанции — носители субъективности, причем мир субъективности есть истинное явление действительно сущего.
С. 198. ... в моем следующем реферате. — Следующий реферат Лопатина — «Декарт как основатель нового философского и научного мировоззрения» — был зачитан 12 октября 1896 г. на заседании МПО, посвященном памяти Декарта (в ознаменование трехсотлетия со дня его рождения). — См.: ВФП. 1896. Кн. 34. С. 609-642 (перепеч.: Философские характеристики С. 7-33). Гипотеза, о которой Лопатин упоминает в данной статье, была развита им в реферате «Спиритуализм как психологическая гипотеза» (ВФП. 1897. Кн. 38. С. 486-534).
С. 201. Не придется ли тогда утверждать вместе с Кантом, что дух, как вещь в себе, от нас скрыт, что для его представления у нас не оказывается никакой наглядной интуиции ... — По Канту, о душе можно знать только то, что дано в формах опыта. Это положение Канта противоречит одному из основных философских тезисов Лопатина — о непосредственности и достоверности интуитивного восприятия содержания человеческого Я.
 
<< | >>
Источник: Л.М. Лопатин. Аксиомы философии. Избранные статьи. - М.: "Российская политическая энциклопедия",1996. - 560 с.. 1996

Еще по теме Явление и сущность в жизни сознания  :

  1.   ЯВЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ В ЖИЗНИ СОЗНАНИЯ1  
  2.   социология РОДОВОГО СОЗНАНИЯ. «СОЗНАНИЕ» И «ЯЗЫК РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
  3. Сущность и явление.
  4. СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ
  5. § 5. Сущность и явление, единичное и общее. Закон
  6. § 3. Место языка в ряду явлений человеческой жизни. Семиология
  7. Сознание, его происхождение и сущность.
  8. Тварь не явление, но сущность, призванная к бессмертию.
  9. § 34. Сущность сознания в качестве тем
  10. 10. Политика как общественное явление: сущность, содержание, субъекты.
  11. 4.1. Сущность и функции политического сознания
  12. Сущность страхования жизни
  13. Тема 5 СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА Сознание как высшая форма психики. Структура сознания. Сознание и бессознательное.
  14. Политика как общественное явление: происхождение, сущность, структура.
  15. (??) Единичная сущность и действительность. Деяния благочестивого сознания .
  16. Новые идеологические и художественные явления литературной жизни первой четверти XVIII века
  17. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ
  18. Часто новые явления в экономической жизни России многое теряют от того, что они не учитывают имеющийся
  19. 1. Сущность, значение и функции страхования жизни