Космическая сущность жизни.
Космическая сущность жизни и смысл самоценности жизни человеческой неразрывно связаны между собой. Наукой установлено, что жизнь на Земле возникла под воздействием космических излучений и реально существует в единстве с космической энергосистемой.
Понятно, что любой живой организм объективно взаимодействует с различными силами Космоса. Но главное состоит в том, что динамика этого взаимодействия побуждает все живое на Земле без исключения функционировать как бы в унисон с биением «космического сердца». Так, и солнечные бури, и связанные с ними электромагнитные возмущения на Земле влияют на клетки, нервную и сосудистую системы живых организмов. Это сказывается на их самочувствии, состоянии здоровья. Живые организмы под воздействием космических сил, солнечной энергии выработали, а затем и усовершенствовали уникальные механизмы самоорганизации и саморегуляции основных физиологических функций, определяющих относительную стабильность их внутренней среды и способность приспосабливаться к изменениям внешних (природных) условий собственного существования.
В процессе эволюционных преобразований живых существ под воздействием Космоса составляющие их белковые вещества постепенно приобрели способность обмениваться с окружающими их субстратами различными видами материи и энергией. В результате такого обмена у них периодически изменяются собственные (внутренние) потребности. В данной связи все окружающие факторы бытия живых существ оцениваются как возможность (способ) удовлетворения этих потребностей. Обменные отношения в живых организмах приобрели со временем организованный системный характер. Именно это обстоятельство и позволяет судить о самоценности жизни на Земле.
Естественная «вписанность» всего живого в контекст бытия Мироздания и его зависимость от происходящих в мире событий всегда выражались в мифологии и астрологии, философии и религии, науке и медицине как особая ценность.
В середине XIX столетия в России зародилось уникальное течение философской мысли под названием «русский космизм». Научное оформление оно получило в середине XX века благодаря деятельности К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, О.Ю. Шмидта, А.Л. Чижевского, других философствующих ученых. В своих рассуждениях и исследованиях они отталкивались от того, что все живое находится под воздействием космической энергетики. Философы-космисты высоко оценивали идею древних мыслителей о Космосе как начале земного порядка и активно развивали философскую мысль о самоценности жизни, особенно человеческой, разумной. Так, русский ученый А.Л. Чижевский заметил: «Мы привыкли придерживаться грубого и узкого антифилософского взгляда на жизнь как результат случайной игры только земных сил. Это, конечно, неверно. Жизнь, как мы видим, в значительно большей степени - явление космическое, чем земное. Она возникла под воздействием творческой динамики Космоса на инертный материал Земли живет динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца - этой грандиозной совокупности туманностей, звезд, Солнца, планет» [1].
Космические излучения, генерируемые самим ядром галактики, а также нейтронными звездами, ближайшими звездными системами, наконец, Солнцем и планетами, пронизывают всю земную биосферу, каждый ее уголок. Таким образом, земная жизнь неразрывно связана с космическими процессами. Она включена во всеединство мирового целого (универсума). Поэтому ее отнюдь нельзя считать каким-то особенным, специфически земным явлением, ибо она входит в единую космическую систему биосферы.
Биосфера представляет собой область земной коры, в которой энергия всех космических излучений трансформируется в различные виды земной энергии: электрической, механической, химической, тепловой и т.д. В.И. Вернадский пишет: «Благодаря этому история биосферы резко отлична от истории других частей планеты, и ее значение в планетном механизме совершенно исключительное.
Она в такой же, если не в большей степени, есть создание Солнца, как выявление процессов Земли. Древние интуиции великих религиозных созданий человечества о тварях Земли, в частности о людях как детях Солнца, гораздо ближе к истине, чем думают те, которые видят в тварях Земли только эфемерные создания слепых и случайных изменений земного вещества, земных сил» [2].«Автоматическое регулирование» земной биосферы обусловлено единством «порядка» и «хаоса» во Вселенной. Их бытие позволяет понять сам механизм функционирования жизни на Земле, ибо существование хаоса и порядка, то есть циклического самодвижения, играет главенствующую роль в возникновении и развитии всех биологических структур. Считается, однако, что живое существо только тогда может прогрессивно развиваться, когда оно всей своей жизнедеятельностью увеличивает упорядоченность своего же жизненного обитания. Любая органическая материя - от простого вещества до человеческого индивида - пронизывается самыми разнообразными космическими ритмами. При этом каждое живое существо, подвергаясь космическим колебаниям (ритмам), обречено самонастраиваться на них. Солнце как источник энергии сильнее всего влияет на земную жизнь. Однако солнечные, да и все космические ритмы воздействия на человека следует рассматривать
только в синтезе с его внутренней цикличностью: биологической и социально-культурной.
Сегодня уже мало кто сомневается, что абсолютно все процессы и явления, происходящие на нашей планете, имеют свои собственные ритмы. Есть ритм света, проявляющийся в его волновой структуре. То же самое относится и к звуку. У каждого живого организма есть свой внутренний ритм функционирования. Так, сердца животных и человека бьются в четком ритме-пульсе. Нарушение сердечного ритма (аритмия) свидетельствует о возможности развития патологического процесса. В конце XX века медики установили, что в мозговой деятельности также есть волновые ритмы, которые можно измерять. Эти ритмы указывают на состояние человеческого организма при бодрствовании или во сне.
Ритмы Космоса в научно-философском мышлении людей всегда представлялись воплощением некоего абсолютно недоступного пониманию феномена. Являясь предметом глубинной медитации, они вызывали истинное восхищение, смешанное с трепетным ужасом перед бездной внеземного бытия (Кант). С научными работами К.Э. Циолковского, других русских мысли- телей-космистов XX века в общественное сознание проникло понимание «преобразовательного воздействия» Космоса на человека. А русский ученый А.Л. Чижевский впервые заявил не только о зависимости земной жизни от Космоса, но и о диалектическом единстве органического мира Земли со звездными мирами. Таким образом, А.Л. Чижевский завершил мировоззренческую ломку геоцентризма, начатую еще Н. Коперником.
Изучив историю более чем 80 стран и народов за 2500 лет, А.Л. Чижевский понял, что с приближением к «максимуму солнечной активности» количество исторических событий с участием широких народных масс увеличивается и достигает своей наибольшей величины именно в это время, и наоборот. Кроме того, событиями последних лет подтверждались научно-теоретические выкладки ученого о зависимости между возрастающей солнечной активностью и стихийными бедствиями. Так, в конце XX столетия природные катаклизмы отличались особенно большой разрушительной силой. На огромных пространствах Земли вспыхнули тяжелые психопатические эпидемии, которые, согласно Чижевскому, поражают людей именно во времена повышенной солнечной активности. Отныне идея гелио
центризма, прочно утвердившаяся в науках о Земле и Космосе, внедрилась в философию жизни, биологию и медицину.
Сегодня тривиальной является мысль, что жизнь на Земле была порождена и поддерживается поныне энергией многих космических солнц. Это было известно людям испокон веков. А научные идеи о том, что многообразие ее на всех уровнях самоорганизации высших форм живой материи послушно закономерной и весьма капризной динамике сложнейших физических процессов, происходящих на поверхности и в недрах Солнца, вошли в науку и философию благодаря Чижевскому - его исследованиям и энергичной пропаганде вытекающих из них методологических и мировоззренческих выводов.
Здесь хотелось бы привести высказывание самого ученого: «Подобно резцу скульптора, энергия солнечного луча творит образ органической жизни на Земле. Подобно резцу, эта энергия высекает из мертвого и неподвижного земного вещества великую пластичность органических образований. И как добрый гений древних мифов, лучистая энергия Солнца одаривает эти образования движением, чувством и мыслью» [3].Таким образом, всю органическую жизнь на Земле можно представить как «творчество» Солнца. «Тот факт, что жизнь биосферы Земли зависит от солнечных явлений, давно стал трюизмом. Но впервые профессор А.Л. Чижевский показал степень этой зависимости и ее интимную глубину. Он раскрыл механизмы, тщательно скрываемые природой, показав, что живая клетка является тончайшим и избирательным резонатором для определенных корпускулярных и электромагнитных процессов внешней среды», - так оценивалось открытие русского ученого в меморандуме Международного конгресса по биологической физике и биологической космологии [4]. Однако в нашей стране идеи А.Л. Чижевского первоначально были встречены весьма негативно. Но когда стала развиваться космонавтика, они были подтверждены и поддержаны. Научные концепции профессора Чижевского оказали большую помощь ученым и конструкторам в освоении ближнего Космоса. Его предупреждения о вредном влиянии космических лучей на живую материю были учтены медиками. Выяснилось, что они оказывают воздействие и на наследственность, и на состояние психического здоровья человека.
Сегодня уже научно доказано, что солнечная активность влияет на интенсивность размножения животных, рост микроорганизмов, что сказывается на численности эритроцитов и лейкоцитов в крови человека, скорости регенерации органов и тканей. В основе всех этих явлений, по мнению ученых, лежат процессы клеточного деления, скорость которых зависит от изменений на Солнце. Последние коррелируют и с развитием многих заболеваний человека, в том числе сердечно-сосудистых, психических и даже инфекционных.
Таким образом, процессы, происходящие в космическом пространстве, активно воздействуют на жизнь землян, причем не только биологическую, но и социальную.Космическая философия А.Л. Чижевского убедительно доказала, что самого пристального изучения социологами, политиками, педагогами и медиками заслуживают общественные настроения масс с учетом конкретных гелиофизических данных с целью прогнозирования неблагоприятных или, наоборот, желательных социальных процессов, явлений. В обществе, как свидетельствуют исторические факты, время от времени возрастает недовольство людей, накапливается социальная напряженность, концентрируются силы возмущения. Все это происходит в соответствии с подъемом солнечной активности, способствующей накоплению энергии во всех живых организмах, в теле и душе человека, избыток которой и инициирует те или иные массовые действия. Другими словами, внешние импульсы солнечной энергии провоцируют обострение социальной раздражимости.
Интересно, что многие научные выводы А.Л. Чижевского, в частности об одиннадцатилетней цикличности социально-экономических кризисов, совпали с теоретическими выводами К. Маркса. Однако было бы в высшей степени абсурдно искать абсолютный солнечный детерминизм в динамике космической формы движения социальной материи на Земле. Известно, что специфика социального движения состоит именно в том, что оно осуществляется в сложном, противоречивом взаимодействии сознательного и стихийного. Все массовые события в человеческой истории, как на это справедливо указывал и сам А.Л. Чижевский, - результат культурных, политических, социально- экономических и иных общественных факторов саморазвития. Без их влияния ни одно из массовых выступлений просто не
возможно. «Космический же агент играет лишь роль регулятора массовых движений, - писал ученый, - распределяя их так или иначе во времени...» [5]. Внутренние закономерности феноменов социальной природы, обладая самодостаточным фактором управления, способны реагировать на возмущения, навязываемые Солнцем, Космосом.
Результаты статистической обработки материалов наблюдений за Солнцем привели современных ученых к поразительным научным выводам. Оказалось, например, что процессы, протекающие на Солнце, отражаются на состоянии земной воды. «Характер реакции в воде следует ритму солнечной активности - появления пятен и вспышек на Солнце. Но и этого мало. Обнаружено еще более невероятное явление. Вода каким-то образом необъяснимым путем отзывается на то, что происходит в Космосе. Таинственная связь воды и событий, происходящих во Вселенной, пока необъяснима» [6]. Эти открытия заставляют вновь задуматься о самоценности человеческой жизни, о том, как поведет себя организм в связи с вызванными солнечной активностью изменениями морфологии воды. Ведь в теле человека она составляет около 75%. На Земле вообще нет жизни без воды. В живом организме, в каждой его клетке протекают сложнейшие химические реакции на водной основе. Поэтому совершенно очевидно, как велико может быть значение солнечного влияния на глобальные процессы развития жизни человека.
Статистика, конечно, дает немало добротной «пищи» науке, но она в принципе ничего и никому не доказывает. Речь здесь может идти лишь о выработке новой гипотезы. Предстоит философски углубляться в суть разнородных явлений жизни на Земле, выяснять физические и социальные причины их внутренних возмущений, изменений, добиваться воспроизводимости ряда из них в лабораторных условиях, прогнозировать грядущие условия жизни на Земле и вне ее. При этом надо помнить, что наполненная жизнью оболочка нашей планеты (биосфера) - это не что иное, как относительно тонкое и хрупкое образование на грани двух сред - планетного тела и окружающего его Космоса, а жизнь, возникшая в ней, есть проявление не только живого вещества и энергии Земли, но и космических сил, которыми в значительной мере, по выражению Вернадского, «лепится» живой лик земного шара.
Живые существа - это производные сложнейших планетных и космических процессов в их диалектическом единстве. Это закономерная составная часть стройного космического механизма, в котором нет места случайностям. Развитие практической космонавтики поставило на повестку дня задачу прогнозирования особо мощных вспышек солнечного корпускулярного излучения для принятия своевременных медицинских и иных мер предосторожности. В настоящее время стало жизненно необходимо непрерывное наблюдение за Солнцем с Земли и с ее спутников. Подобные проблемы волновали еще К.Э. Циолковского, одержимого идеей будущих длительных космических полетов, в которых членам экипажей придется действовать, преодолевая экстремальные ситуации. Надежность функционирования сложных систем управления, в которых человеку предстоит в будущем играть решающую роль, зависит и от естественных гелиофизических факторов.
Сегодня все прекрасно знают, что на околоземных орбитах развертывается активная международная деятельность и что представители землян вскоре полетят в дальний Космос. К.Э. Циолковский, обращаясь к А.Л. Чижевскому, говорил: «Вся суть - в переселении с Земли и в заселении Космоса. Надо идти навстречу, так сказать, космической философии! К сожалению, философы об этом не думают. А уж кому-кому, как не философам, следовало бы заняться этим вопросом» [7]. Как уже отмечалось, В.И. Вернадский и А.Л. Чижевский считали, что космическое пространство является системой, в которой живое вещество связывает в единое целое процессы, протекающие на Земле, с процессами, происходящими в Космосе. В.И. Вернадский поднимается на новую высоту в философском осознании геологической роли человеческого разума, активное функционирование которого приводит к преобразованию биосферы в ноосферу. Согласно В.И. Вернадскому, ноосфера есть естественное и закономерное продолжение биосферы. Это, безусловно, космическая сфера бытия, но она охвачена разумной человеческой жизнедеятельностью, в результате которой человек преобразует как естественную, так и социальную среду в соответствии со своими потребностями и возможностями.
Итак, земная жизнь - это непреходящая космическая ценность. Здесь правят разум, любовь и голод, объективное существует как самобытное самозарождение, самовоспроизведение
и самосовершенствование сложноорганизованной, но одновременно открытой и динамичной биосистемы. Более того, биосфера немыслима без человеческой (разумной) жизни. А она не только уникальна сама по себе, но и представляет особое космическое явление. Именно человеческая жизнь стала фактором качественных изменений на Земле, да и в Космосе.
2.2.