§ 17. Завершение логических рассуждений
15
Все наше рассуждение было чисто логическим, оно не осуществлялось в какой-либо «материальной» сфере, или, как мы говорим, и это равнозначно, оно не осуществлялось ни в каком определенном регионе, тут речь шла вообще о регионах и категориях, и такая все- 20 общность, сообразно смыслу надстраиваемых друг над другом дефиниций, была всеобщностью чисто логической.
Вот что нам требовалось — именно набросать на почве чистой логики схему — фрагмент исходящей из нее основополагающей устроенности всяко- is го возможного познания, или же всех возможных познавательных предметностей, сообразно с како- ^ вой схемой индивиды должны получать свое опреде- ^ ление и быть определимы, согласно понятиям и законам, в соответствии с «синтетическими принци- зо н пами a priori», или же сообразно с каковой все эмпирические науки должны основываться на принад- •lt; лежных им региональных онтологиях, а не просто на g общей для всех наук чистой логике. 5Одновременно отсюда же вырастает и идея такой is о задачи — определить во всем круге наших индивиду- альных созерцаний наивысшие роды конкреций, тем 8 самым совершая распределение всего наглядно созерцаемого индивидуального бытия по бытийным регио- і нам, каждый из которых обозначает особую, прин- 40
ципиально — по самым коренным сущностным основаниям —различенную эйдетическую и эмпирическую науку (либо же группу наук). Кстати говоря, коренное различение отнюдь не исключает переплетения и
5 частичного перекрывания. Так что, к рримеру, «материальная вещь» и «душа» — это различные регионы бытия, и все же последний фундируется первым, а отсюда вырастает фундирование учения о душе в учении о теле.
ю Проблема радикальной «классификации» наук — это, в основном и главном, проблема размежевания регионов, а для этого, в свою очередь, требуются предварительные чисто логические исследования — вроде тех, какие велись здесь по нескольким линиям. С дру-
-О
с; CL
о
и и
гг
ct х
m
15 гой же стороны, требуется, правда, и феноменология, — однако о таковой мы не знаем еще ровным счетом ничего.
Глава вторая
НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ
ЛЖЕИСТОЛКОВАНИЯ