Задать вопрос юристу

  2.7.4. Социально-биологическая и психосоматическая проблемы  

15 развитии медицины и здравоохранения, а также ряда других наук наступил период, когда их формирование и дальнейший прогресс требуют уточнения и углубления понимания диалектики биологического и социального.
ІІМ196
Социально-биологическая проблема — это общеметодологическа^ философская проблема, ее целостный теоретический анализ являете^ задачей философии.              і)
Философская постановка проблемы биологического и социального опирается на представления об иерархии форм движения, уровней разви* тия материи. Накоплен большой объем знаний о биологической и соци» альной формах движения материи, качественно отличающихся друг 0(1 друга. Задача философии заключается в том, чтобы вскрыть объективную логику научных фактов в различных областях знания, дать логически! анализ структуры и содержания биосоциальной проблемы, обоснован сводимость методов и данных различных наук по этой проблеме.
Чтобы избежать социально-биологического дуализма и параллелиз ма, следует осознать содержание понятий «природное», «социальное» «биологическое» и их диалектику. Социальное — это прежде всего обще ство. Здесь важно отметить, по крайней мере, два подхода, лежащих основе гражданской и собственно социальной концепций пониманий общества. Именно они и определяют методологические и мировоззрен» ческие позиции в трактовке задач, целей и средств, которые могут исlt; пользоваться в здравоохранении как социальном институте, которые леч жат в основе понимания сущности самого человека, его здоровья fj болезни, а также здоровья и заболеваемости как социальных явлениЙІ Понятие «социальное» применимо и к отдельному человеку, который будучи по природе биосоциальным, вместе с тем обладает социально! сущностью. При этом правомерно говорить о социальной обусловлен! ности, социальной детерминации процессов жизнедеятельности человек ка, которая в разной степени выражена по отношению к различным er^j функциям и структурам, в разные периоды его жизни.              |
Уже неоднократно было отмечено, что «социальное» — это, во-neplj вых, те законы и закономерности жизнедеятельности общества, который возникают и протекают на основе исторически сложившегося способ^ производства и распределения общественного продукта, это специфический способ удовлетворения общественным человеком своих жизней ных (социальных и биологических) потребностей в рамках сложивши» ся в обществе социальных процессов. В ряде случаев такая социальна! детерминация носит настолько глубокий характер, что при ее отсутст вии определенные свойства, структуры и функции, присущие общест венному человеку, не имели бы места (речь, абстрактное мышление определенные черты характера, моральные установки). Развитие соци ального подчеркивает его активность и широту: оно превращается в условие существования и развития биологического. Ясно, например, чт| качественная специфика обмена веществом и энергией между соци алы ной системой и всей остальной природой (включая и биологически! мир) заключается в его принципиальной опосредованности произведет^

Гіом: в постиндустриальном обществе практически любое вещество и любая энергия, прежде чем стать предметом потребления со стороны человека, должны приобрести обязательную форму продукта труда.
Социально-биологическая проблема в той или иной мере объективно связана с эволюционной теорией, экологией, генетикой, антропологией, общей и социальной психологией, медициной и рядом других наук. Раскрыть специфику социальной и биологической форм движения ма терии, их соотношение в фило- и онтогенезе человека, в развитии общества — значит правильно решить и проблему взаимоотношения личности и общества, воспитания человека, глубже понять патогенез и сущность психических и соматических болезней.
Анализ социально-биологического комплекса вызвал к жизни «биоло- гизирующие» и «социологизирующие» теории. В современной науке, в философии и социологии, в политике существуют тенденции, в основе j которых лежат односторонние взгляды на соотношение социального и ; биологического в форме биологизирующей или социализирующей интерпретации. Эти подходы имеют место и в медицине. Таковы, например, попытки гипертрофированного представления о роли генетических, био- пнтропологических, этологических и других факторов в понимании здоровья и болезни человека, закономерностей организации охраны здоро- пья людей.
В фокусе многих дискуссий находятся вопросы: по мере социального прогресса выходит ли человек из подчинения биологическим законам или же эти биологические законы, пусть в преобразованном виде, продолжают оказывать решающее влияние на самого человека, в человеческом сообществе и в процессах взаимодействия природы и общества? Іість ли мера допустимого вмешательства людей в природные процессы? Какова мера сопряженности законов социального и биологического? Формирование нового человека (Homo futurum) — это переделка генов человечества или новый человек будет создан в ходе социальных преобразований? Следует ли вмешиваться в те явления биологического уровня, которые связаны с решением задачи развития индивидуальности социальных качеств людей?
Теоретико-методологическая постановка социально-биологической проблемы — это постановка вопроса о сводимости или несводимости социального к биологическому или к таким формам движения материи, как механическая, физическая или химическая. «Биологизирующие» подходы односторонне, без должного учета социальных факторов, социальной среды пытаются дать понимание закономерностей развития человека под доминирующим влиянием внутренних, соматических и психических процессов.

Социологизирующие концепции исходят не от субъекта и его способностей, не от природных задатков и предпосылок, лежащих в нем самом, а от социализирующего влияния среды; усвоение внешнего как бы запол- няет внутреннюю пустоту субъекта. В сущности, только в результате ус во ения предметов культуры возникают предпосылки для индивидуально! развития, тогда как первоначально индивид не имеет никаких внутренни врожденных предпосылок. Следует учитывать, что биологизация (редуи ционизм) и социологизация редко выступают в чистом виде.
Понимание диалектического соотношения категорий «биологичес кое», «социальное» играет огромную роль в клинической и профилакти ческой медицине. С этой проблемой тесно связан вопрос о месте мед И ЦП ны среди других наук, а его решение имеет важное общеметодологическо значение для развития медицинской науки и практики. Только выдели группы медико-биологических, медико-социальных и клинико-профк лактических наук, можно получить самое общее, исходное представленій о медицине, о ее объекте и предмете, о соотношении в ней элементов тес ретического и эмпирического, теории и практики. Нельзя не отметить т обстоятельство, что весьма распространенным является включение меді* цины в естественные науки, точнее, отнесение ее в группу биологически наук. Эта точка зрения опирается на мнение, что биология, анатомші нормальная и патологическая физиология являются ее теоретической oq новой. Эти науки, безусловно, и основа, и важнейшая часть медицины Однако есть и другой ее полюс — медико-социальные науки.
Биология — наука о жизни, о живом, ее объект — все живое. Однак именно применительно к человеку видна ограниченность биологическог подхода: человек — существо биосоциальное, его болезнь имеет социаль но-биологическую и психосоматическую составляющие, а такое понятие как заболеваемость, включает весьма значимые социальные параметри Поэтому нельзя считать биологию, нормальную или патологическую фи зиологию достаточным основанием для создания общей теории современ ной медицины. Задача научной методологии в том и состоит, чтобы пока зать недостатки такого подхода и сформулировать определение медицины в полной мере учитывающее диалектику различных форм движения мате рии, соматического и психического, чувственного и рационального. Толь ко на такой методологической платформе можно вскрыть закономерност здоровья и болезни, нормы и патологии, здорового образа жизни, заболе ваемости и общественного здоровья. Таким образом, можно сказать, чт лишь в медико-биологических науках, да и то с определенными оговорка; ми, допустимо абстрагироваться от социального. Что же касается медикоі социальных наук и различных течений психоанализа, то здесь в полно мере выявляется ограниченность рассмотрения медицины как естестве» ной науки.              і

Природа человека связана с миром человека, его социально-историі ческим развитием. В основе структуры личности лежит совокупность ус| военных человеком исторически обусловленных общественных отноше! ний.
При анализе социального на уровне индивида, популяции к нем]( относят определенную совокупность общественных отношений (прежде мсего производственных), социокультурную среду (язык, искусство, мораль), деятельность (труд как производство средств производства и потребления), а также антропогенные факторы окружающей среды. К. биологическому относятся основные характеристики жизнедеятельности человека в норме и патологии, включая функциональные системы, призванные обеспечить гомеостаз, оптимум жизнедеятельности, уровни или стороны органической и структурной целостности.
Как социальное включает в себя другие виды движения материи в диалектически «снятом» виде, так и в структурно-функциональном единстве биологических процессов, определяющих здоровье и болезнь человека, досоциальные формы движения материи хотя и лишаются автономности, независимости, однако не устраняются полностью.
Социально-экономические и природно-биологические условия — это факторы, которые способствуют укреплению или ослаблению за- іцитно-приспособительньїх сил организма, т.е. проявляют болезнетворное или саногенное действие.
Комплексное решение социально-биологической проблемы — это муть создания важного звена для теоретизации медицины будущего, которая станет базироваться и развиваться не только на нормальной и патологической физиологии, но и в полной мере учитывать психологические компоненты и социальные факторы жизни реального человека.
Психосоматическая проблема — одна из наиболее сложных проблем философии и медицины новейшего времени. Психосоматические взаимоотношения находятся в центре внимания медицины со времени ее возникновения как относительно самостоятельной сферы деятельности. Эта проблема оказалась центральной в споре «психиков» и «сомати- ков» в XIX в. в концепции Э. Крепелина, исследовательских программах фрейдизма и т.д. Наряду с этим психосоматическая проблема лежит в основе концепций «социальной дезадаптации» стресса с их представлениями о «болезнях индустриализации» и «болезнях цивилизации». Все они являются попытками учесть влияние реальных отношений в обществе на здоровье и болезни людей, на организацию здравоохранения, улучшение социальных, экономических и гигиенических условий жизни.
Решение психосоматической проблемы требует, безусловно, очень широкого междисциплинарного анализа и синтеза. Неразрывность социальных, естественно-научных и методологических аспектов при изучении психосоматики неизбежно привлекает к ее решению специалистов различных областей и делает ее предметом научной полемики.
Современная психосоматика — это множество исследований, в основе которых лежат работы таких исследователей, как Крепелин, Кеннон и Павлов, Ясперс, Фрейд и Селье, Александер и др. Сильнейшее влияние на развитие современной психосоматической медицины, безусловно, оказал фрейдизм.              і
Понятием «соматическое» в физиологии обозначают телесное, в от* личие от психического. Под сомой имеют в виду строение и функции организма, в том числе и его внутреннюю среду. Соматическое можеі пониматься как «интегральная сумма» биофизических, биохимических^ собственно биологических и в какой-то мере биосоциальных процессов;
Характеристика психической реальности затруднена и тем, что механизмы психики, сознания непосредственно не наблюдаются. Психическое не дано нам в качестве вещи, чувственно воспринимаемой, оно постигается через рефлексию. Научное объяснение особенностей пси-* хического возможно на основании принципа отражения. Когда речі идет о влиянии психики на соматические процессы организма, то с точки зрения теории отражения это влияние надо понимать не как воздействие какой-то самостоятельно существующей силы, а как опосре« дованное психикой человека влияние окружающего мира на физиологические функции его организма. Психическое — это своеобразное проявление деятельности организма, сущность которого заключается я отражении человеком условий его существования и саморегуляции функций организма при посредстве этого отражения. Другими слова' ми, психическое — это бытие в отраженной, идеальной форме.
Психосоматика — направление медицинских исследований, изучаю-j щее влияние психических факторов на возникновение и течение болез-j ней. В широком значении под психосоматикой понимают изучение все-] го комплекса проблем, связанных с взаимным влиянием психики физиологических механизмов жизнедеятельности организма человека! Некоторые исследователи используют термин «психосоматика» в узком значении для обозначения направления в современной медицине (тага называемая психосоматическая медицина), в теоретическом отношении базирующегося на идеях психоанализа и использующего разработанный им терапевтические методы.              |
Факт влияния состояния психики на процесс возникновения и ха-| рактер развития многих соматических болезней у медиков не вызывает! сомнений. Термин «психосоматические расстройства» в настоящее вре-гі мя широко употребляется. Согласно современным представлениям, психосоматическое заболевание — это физиологический ответ человека, организма или органа человека на постоянно существующие или перио-| дически повторяющиеся эмоциональные стрессы в различных формах,! например в форме «вегетативных неврозов».
Психосоматическая медицина никогда не представляла собой более: или менее однородного явления. Диагностика и лечение больного в пси -, хосоматической медицине и до настоящего времени еще далеки от совершенства.
Современный этап общественного развития характеризуется ускорением темпов жизни во всех сферах: социально-экономической, производственной, культурной и научной. Скорости протекания психофизиологических и соматических реакций организма нередко отстают от ритмов социальной и производственной жизни. Укорачиваются сроки морального износа техники, девальвируются многие профессии. Происходит интеллектуализация труда при большей ответственности и повышенных психоэмоциональных нагрузках на все органы и системы чело- пека. Жизнь, труд, творчество требуют постоянного повышения его общего образования, культуры и специальной подготовки. Психосоматическая проблема приобретает все большее значение не только под илиянием научно-технической революции, но и в связи с глубокими социальными изменениями в современном мире. Процессы урбанизации, скопление огромных масс людей в городах, развитие средств массовой коммуникации — все это привело к эффекту, который экзистенциалисты в середине XX в. охарактеризовали как «заброшенность» человека в мире, т.е. как социальную, культурную и психологическую разобщенность и отчужденность людей. Каналы их эмоциональной и информационной взаимосвязи ныне до предела заполнены, перегружены. Нервная система человека подвергается постоянной и все возрастающей «бомбардировке» со стороны всевозможных эмоционально-психических и информационных воздействий, начиная от здоровых, тонизирующих и кончая нежелательными, отрицательными и даже болезнетворными.
Таким образом, разработка проблем, связанных с влиянием психических, личностных факторов на этиологию, патогенез и терапию заболеваний, в том числе и сердечно-сосудистых, имеет в настоящее время большое значение для медицины. Углубление знаний о психологической стороне заболеваний в теории и практике медицины привело к появлению концептуальных схем, раскрывающих структуру внутреннего мира больного человека.
Обратной стороной этой проблемы являются так называемые ятро- генные заболевания, т.е. психогенные расстройства, возникающие как следствие деонтологических ошибок медицинского персонала, их неправильных или неосторожных высказываний или действий.
Таким образом, то или иное решение психосоматической проблемы в значительной мере влияет не только на формирование установок нозологической классификации психиатрических расстройств — клинико- нозологический подход Э. Крепелина, психодинамическая концепция А. Майера, фрейдистские и экзистенциально-феноменологические концепции. Оно нашло отражение и в классификациях психических болезней. Так, Национальная классификация психических болезней в США - DSM-I (1952), DSM-II (1968), DSM-III (1980) - была основана на идее А. Майера о типах реакций. Разработанные ВОЗ варианты Меж- дународной классификации болезней (8-го, 9-го и проект 10-го пересмотра) также свидетельствуют о важности и социально-биологическо* го и психосоматического подходов к пониманию болезней.
<< | >>
Источник: В. В. Миронов. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук : учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. — М. : Гардарики,2006. — 639 с.. 2006

Еще по теме   2.7.4. Социально-биологическая и психосоматическая проблемы  :

  1. Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности
  2. Виды психосоматических явлений. Классификация психосоматических расстройств.
  3. Основные психосоматические концепции (нервизма и психосоматической специфичности): краткая характеристика.
  4. 4. ЭКОЛОГО- СОЦИАЛЬНОЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАЩИТЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
  5. 3. Понятие гендера в феминизме. Критика биологического детерминизма и эссенциализма, создание дуалистической системы "биологический пол/социальный пол", две тенденции в понимании поло - гендерной системы, деконструкция и идея множественности гендеров.
  6. 3. Биологическое и социальное в человеке
  7. 3. Биологическое и социальное в человеке
  8. Биологическое и социальное в психике человека
  9. Биологическое и социальное в человеке, их соотношение и взаимосвязь.
  10. 2. Единство биологического и социального
  11. § 2. Единство биологического и социального в человеке
  12. 16. РОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ДЕТЕРМИНАЦИИ КОНКРЕТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ. КОНЦЕПЦИИ ПРИЧИН
  13. Человек – продукт биологической или социальной системы?
  14. Строение материи на биологическом и социальном уровнях
  15. Психика и поведение человека суть биологических и социальных обстоятельств.
  16. Тема 7. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ