<<
>>

  2.7.5. Проблема нормы, здоровья и болезни  

Раскрытие сущности и соотношения нормы, здоровья и болезни, фи* зиологического и патологического — главные задачи теоретической ме- дицины на всех исторических этапах ее развития, а их решение — одн? из основ медицины.
Здоровье и болезнь, норма и патология — состоя» ния, отражающие сложное взаимодействие добиологических форм двич жения материи, биологического и социального в жизни человека. Иgt; понимание позволяет вскрыть генетическую связь и взаимовлияние раз; личных состояний человека, нацеливает на познание качественных осо« бенностей жизнедеятельности человека, их социально-биологическукг обусловленность.

Содержание основных понятий медицины — «здоровье» и «болезнь», «норма» и «патология» — имеет конкретно-исторический характер, обусі ловливается спецификой ее как науки: они отражают не только биологическую природу, но и социальные качества человека, существенные стороны его общественного бытия, и поэтому могут быть всесторонне^ диалектически раскрыты при использовании философских обшсмстодо- логических принципов.              I

Развитие представлений о здоровье, норме и болезни основывается на учете и использовании достижений естественных и общественны) наук, научно-технического прогресса в целом, углублении понимания диалектики социального и биологического, сущности и существование человека.

Норма — это форма проявления в медицине философской кате гори (| меры. Норма всегда конкретна, она не что-то застывшее, неизменное! это мера жизнедеятельности человека в конкретных условиях, интервал! в пределах которого количественные изменения физиологических иі иных процессов в них не вызывают существенных качественных изменений. Норма в медицине рассматривается как состояние личности к организма человека, позволяющее ему адекватно взаимодействовать С окружающей его природной и социальной средой, это типичная форм?| реакций на экзогенные и эндогенные раздражители.

Как в здоровом, так и в больном организме протекают физико-химические, биологические и психические процессы, которые можно и необходимо оценивать с позиций нормологии. Понятие нормы тесно связано с понятием здоровья, поскольку последнее, в первом приближении, является суммой норм — соматических, психических и др.

В истории медицины болезнь, патология, определенные признаки и симптомы описывались и объяснялись в различных концептуальных схемах и научных программах, что вело к преемственности и сосуществованию имевшихся и возникающих типов, форм и уровней теоретического медицинского знания. Эволюция теоретического знания в медицине это прежде всего развитие нозологии от органопатологических (локалистических) представлений о болезни к пониманию целостности ідорового и больного индивида, саногенности и патогенности внешней среды. Переход от одного типа теории к другому сопряжен не только с концептуальными изменениями, но и с изменениями понимания здоровья, нормы и болезни. При этом понимание болезней в истории медицины эволюционировало от симптомологических подходов к классификации на основе клинико-нозологического подхода. Еще одна тенденция — осознание социальных факторов, их патогенного и сано- і спного влияния на человека.

Нозологический принцип — это конкретно-историческое состояние и идеал клинического мышления. Он заключает в себе богатство единичного (отдельные симптомы), особенного (синдромы) и общего (нозологическая единица). Тем самым нозологический принцип по своей логической структуре оказывается способным воплотить в себе диалектически содержательную всеобщность, которая отражается и воспроизводится в закономерностях взаимопереходов единичного, особенного и общего.

Нозологический подход неразрывно связан с диагностикой как процессом отражения, в основе которого лежит процедура «совмещения» пбстрактно-теоретической конструкции нозологической единицы с нормальными и патологическими процессами. Абстрактно-теоретичес- кий характер нозологической единицы формируется на основании учения о причине болезней (этиология) в различных исторически менявшихся формах (монокаузализм, кондиционализм и др.) и патогенеза, отражающего специфичность конкретного патологического процесса в болезни индивида.

Нозологический принцип в диагностике является водоразделом между эмпирическим и рационалистическим, медицинским и немедицинским подходами к пониманию здоровья и болезней человека.

Соответственно переход от симптома к синдрому (симптомокомплексу) и к нозологической единице — это восхождение от немедицинских (не научно-медицинских) к медицинским критериям, выраженным в надлежащих терминах (морфофизиологических, биологических и медицинских). Ни гуморализм, ни солидаризм в своей основе не раскрывали, не формулировали такие медицинские критерии в достаточно завершенном виде. И существовавшие в их русле представления о «горячем—холодном», «сухом—влажном», об «элексире жизни» и т.п. вы- ступали всего лишь как натурфилософские основания медицински? теоретических построений. Такие теории, как теории возбуждений Броуна, воспаления Бруссе, химическая теория Сильвия и Бурхаве, ^ также учения о реактивности, о системе внутренней секреции и о нерві ной регуляции, хотя и содержали элементы истины, достоверности] все же не могли стать научной основой медико-клинического подходу к болезням. Все они претендовали на универсальность, но на деле сво^ дились к выделению одной из особенностей, проявлявшихся npj( болезни. При этом постепенно, в рамках гуморальной и солидарно^ концептуальных схем, создавалась возможность определения физиоlt; логических показателей (например, форменные элементы крови, рЙ и др.), строения тканей, измерений физиологических процессов, ант. ропометрии и др.              1

Широко распространенный подход к нозологии ИСХОДИТ ИЗ ТОГО; что это учение о болезни, включающее биологические и медицински^ основы болезней, а также вопросы их этиологии, патогенеза, номенклатуры и классификации. В соответствии с нозологическим подходов выделяют нозологические единицы, или формы, т.е. ту или иную конкретную болезнь с типичным для нее сочетанием симптомов и синдромов и лежащими в их основе функционально-морфологическими изменениями, а также определенной этиологией. Понятие нозологи- ческой единицы так или иначе выражает объективное единство едиlt; ничного и общего в каждом конкретном случае заболевания. Эмпирически четко выделенная определенность нозологической единицы задает перспективное направление исследованиям этиологии заболе* ваний и их лечению.

Преувеличение или фактическое сведение сущ^ ности нозологической единицы к одной из ее сторон — только к об] щему или только к единичному — неприемлемо как для клиницистов| так и для теоретиков.              ;

Обобщение на уровне нозологической единицы отражает то общее Ї патофизиологических процессах, что проявляется и с необходимостью воспроизводится неограниченное количество раз. В каждом случае забо] левания нозологическая единица как общее «включается» в цепочку симптом — единичное, синдром — особенное. В клинической триаду симптом — синдром — болезнь именно болезнь выражает нозологическую определенность патологического процесса.              і В современной медицине имеются большое количество НОЗОЛОГИЧЄ-! ских форм и их различные классификации, в том числе международ* ные, принятые Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Существующие нозологические формы отражают сложное и противоречивое единство эмпирического и теоретического в медицине. Распространенный способ выделения нозологической единицы — одновременный учет биомедицинских основ, этиологии, патогенеза болезней, их номенклатуры и классификации. Часто в основе нозологии лежит ведущий клинический симптом или синдром, исторически сложившееся название болезни. Все это проходит теоретическое обоснование при выделении конкретной нозологической единицы.

В связи с нозологией необходимо упомянуть проблему антинозоло- гизма. Антинозологизм — это отрицание принципа нозологической определенности заболеваний. Философская основа антинозологизма — эмпиризм и позитивизм. Антинозологизм исходит из того, что болезней как таковых не существует, а есть больной человек. Сторонников антинозологизма интересуют лишь проявления болезни данного пациента; можно говорить о болезни, будто она действительно существует, но при этом важно иметь в виду, что фактически она существует в данном конкретном случае. Неразработанность понятия «нозологическая единица» занимает не последнее место в числе предпосылок, оживляющих и поддерживающих как явный, так и скрытый антинозологизм.

Болезнь, по характеристике К. Маркса, — это «стесненная в своей свободе жизнь»[269], это ограниченная приспособляемость человека к социальным и природным условиям. Болезнь как нозологическая единица выражает устойчивую связь изменчивых симптомов и симптомокомп- лсксов (синдромов). По существу, только через понятие нозологической единицы объективно фиксируются характер заболеваемости человека, особенности эпидемиологических процессов.

Здоровье — это жизненная ценность, занимающая верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей человека, в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония и красота, творческий труд, смысл и счастье жизни. В преамбуле устава ВОЗ записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Здоровье индивида — это оптимум естественного развития и функционирования психических, физиологических, биологических способностей человека, оптимум его трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни. Общественное здоровье является показателем социального, экономического и экологического состояния общества.

Здоровье и болезнь выступают существенными характеристиками состояния человека с точки зрения физиологии и патофизиологии, в том числе в связи с адаптацией. Чем лучше адаптируется человек к природным и социальным факторам, тем выше показатель его здоровья. Здоровье и болезнь как качественно различные формы жизнедеятельности человека — и в общепатологическом, и в клиническом плане — нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять: абсолютное разграни- чение здоровья и болезни провести невозможно. Их рассмотрение необходимо проводить в рамках диалектики единства и борьбы противоположностей: они являются проявлением сложного взаимодействия физиологических и патологических процессов, нарушения и восстановления физиологических механизмов. Одним из подходов, конкретизирующих диалектическое рассмотрение этой проблемы при использовании логико- математических методов анализа здоровья и болезни, выступает теория размытых множеств, которая способна на своем уровне отразить единство здоровья и болезни человека, его организма, органов и систем.

Особый теоретический и практический интерес в связи с проблемой болезни представляет рассмотрение соотношения понятий «патологический процесс» и «болезнь». Как известно, не все патологическое является болезнью. Всякая болезнь есть сложная совокупность патологических процессов, но не всякий патологический процесс уже есть болезнь. Патологический процесс лишь часть болезни организма, это местное выражение болезни, т.е. локальные изменения в тканях и органах, которые в совокупности дают болезнь. Правильное понимание соотношения понятий «патологический процесс», «болезнь» и «здоровье» имеет большое значение не только для клинической, но и для со- циально-профилактической медицины.

У проблемы здоровья и болезни есть важная социальная сторона — здоровье людей зависит не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни. Поэтому социальная медицина учитывает такие важные социальные факторы, как медицинский и социально-организационный, благодаря которым возможны профилактика и снижение заболеваемости.

Таким образом, понятие «здоровье», как и понятие «болезнь», обретает научное содержание благодаря все большему проникновению в медицину методов естественных и общественных наук, углублению научного понимания сущности самого человека. Проблемы здоровья и болезни, нормы и патологии могут быть достаточно адекватно решены при конкретно-историческом подходе к пониманию государства и общества на основе анализа диалектики биологического и социального в обществе и человеке, социальных стандартов образа жизни.

Образ жизни — это, безусловно, та точка опоры, с помощью которой можно коренным образом влиять на состояние общественного здоровья. Образ жизни — это тот инструмент, при помощи которого можно перекинуть мостик от общесоциологических закономерностей развития общества к закономерностям охраны индивидуального и общественного здоровья.

Если образ жизни людей — это форма их жизнедеятельности, которая зависит от конкретно-исторического способа производства, от типа и уровня развития социально-экономического базиса и социально- политической надстройки общества — гражданского или социального общества, то здоровый образ жизни — это типичные и существенные для данной общественно-экономической формации формы жизнедеятельности людей, укрепляющие здоровье и адаптивные возможности человека. Формирование у людей потребности вести здоровый образ жизни — важнейшая гигиеническая и социально-гуманистическая задача медицины и здравоохранения, всего общества.

<< | >>
Источник: В. В. Миронов. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук : учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. — М. : Гардарики,2006. — 639 с.. 2006

Еще по теме   2.7.5. Проблема нормы, здоровья и болезни  :

  1.   2.7. Философские проблемы медицины 2.7.1. Философия медицины и медицина как наука  
  2.   2.7.4. Социально-биологическая и психосоматическая проблемы  
  3.   2.7.5. Проблема нормы, здоровья и болезни  
  4. 17.9. Здравомыслие, здравый смысл (норма в мышлении, нормальное мышление)
  5. ВАРИАНТНОСТЬ И НОРМА
  6. ВОПРОС О ВАРИАНТНОСТИ НОРМ в связи С ПОНИМАНИЕМ ЯЗЫКА КАК СИСТЕМЫ СИСТЕМ
  7. ВАРИАНТНОСТЬ И НОРМА
  8. Медицина и проблема бессмертия
  9. 3. Отчуждение и душевное здоровье
  10. Как поправить-укрепить свое здоровье?
  11. Человек по своей природе добр. Добро и зло относятся друг к другу как норма и патология