<<
>>

НАУКА И РЕЛИГИЯ: ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ФУНКЦИЙ.


Рассмотрение аксиологических значений слов «наука» и «религия» как ценностных функций, а также точное табличное определение этих функций см. в настоящем словаре в статьях «Наука как ценностная функция» и «Принцип отделения опытной науки от идеализма и религии».
В данной статье устанавливается формально-аксиологичес- кая эквивалентность науки и религии как ценностных функций На и Ра соответственно. Бинарное отношение «а формально-ак- сиологически эквивалентно в», обозначаемое в искусственном языке алгебры формальной аксиологии символом «а=+=в», строго определено в указанных выше статьях настоящего словаря. Мы не будем здесь снова воспроизводить все необходимые определения (так как они есть в упомянутых статьях), а сосредоточимся на обсуждении очень важных следствий, вытекающих из этих определений. Договоримся только о значениях используемых в данной статье символов, представляющих собой следующие унарные операции алгебры формальной аксиологии. На - «наука (чего, о чем) а». Sa - «сайенс (от англ. science)». Или, что то же самое в формально-аксиологическом отношении, Sa - «опытная (эмпирическая) наука (чего, о чем) а». Ра - «религия (чего, кого, чья) а». Жа - «противоположность (чего) а». Оа - «отрицание (чего) а». Ма - «материя, материальный (характер), материальность (чего) а». Еа- «стремление к а». Ба- «Бог (чего, кого) а». Na - «природа (как материя) а». Wa - «мир (чего, кого) а». Ua - «внешний (для чего) а». Ка - «конечный а». 8а - «бесконечный а». Va - «несовершенный а». Са - «совершенство (чего) а». Аа - «абсолют (абсолютное), абсолютность (чего) а». Уа- «служение (чему, кому) а». Ва- «возможность (чего) а». 1а - «невозможность (чего) а». Na - «небытие (чего) а». La - «бытие (чего) а». Ща - «ощущение (чего) а». Иа - «видение (чего) а». Ча - «слушание (улавливание) звука, звучания (чего) а». Юа - «наблюдение (чего) а». Ьа - «связь, общение с а». Fa - «борьба, война с а». Ra - «враждебность, ненависть к а». Ла - «любовь, дружественное отношение к а». Ga- «цель, смысл (чего, кого) а». Перечисленные ценностные функции определяются следующей таблицей, разделенной на три части:
Часть 1

а

На

Sa

Ра

Жа

Оа

Ма

Еа

Ба

Na

Wa

X

X

п

X

п

п

п

X

X

п

X

п

п

X

п

X

X

X

п

п

X

п

Часть 2

а

Ua

Ка


Va

Са

Аа

Уа

Ва


Za

X

п

п

X

п

X

X

X

X

п

п

п

X

X

п

X

п

п

п

п

X

X

Часть 3

а

La

Ща

Иа

Ча

Юа

Ьа

Fa

Ra

Ла

Ga

X

X

п

п

п

п

X

п

п

X

X

п

п

X

X

X

X

п

X

X

п

п


В связи с темой данной статьи особенно важными положениями алгебры формальной аксиологии являются следующие уравнения:
На=+=Ра: наука есть религия (иначе говоря, наука равноценна религии);


Ра=+=На: религия есть наука (иначе говоря, религия равноценна науке).

Эти два уравнения просто шокируют, если слово «есть» истолковать как логическую связку. Однако такое истолкование некорректно, так как в естественном языке слово «есть» является омонимом. Одним из нескольких его качественно различных значений действительно является логическая связка. Однако существуют и другие значения слова «есть». (По поводу омонимии этого слова см., напр., «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна.) Одним из значений слова «есть» является отношение фор- мально-аксиологической эквивалентности «=+=». Именно это значение систематически используется в формальной аксиологии. Данное замечание принципиально. Оно категорически запрещает подстановку в качестве значения слова «есть» логической связки в тех случаях, когда значением этого слова является отношение «=+=». В противном случае возможны и очень вероятны досадные недоразумения. Примером такого досадного недоразумения служит шокирующее впечатление от представленных выше уравнений. Кажется, что они логически противоречат истории взаимоотношений между наукой и религией. Однако это только кажется. И кажимость эта основывается на упомянутом логико-лингвистическом недоразумении, порожденном омонимией естественного языка вообще и слов «наука», «есть» и «религия» в особенности.
Согласно Л. Витгенштейну слово «есть» может обозначать некое отношение тождества (отношение эквивалентности), напр. равенство (2 + 2 есть 4). Однако, согласно Л. Витгенштейну, говорить о тождестве (или различии) объектов бессмысленно, если не указано точно, в каком отношении они отождествляются (или различаются). Следовательно, вообще (абстрактно) говорить, что наука и религия - качественно различные явления, бессмысленно. Столь же бессмысленно вообще (абстрактно) говорить, что наука и религия - одно и то же. Осмысленность утверждения о тождестве (эквивалентности) науки и религии предполагает наличие точного определения того отношения (стороны, аспекта), в котором наука и религия отождествляются. Представленные выше уравнения удовлетворяют этому требованию. Они утверждают эквивалентность науки и религии не вообще (абстрактно), а в том конкретном отношении, которое точно определено дефиницией понятия «=+=». Иначе говоря, в данной статье утверждается тождество науки и религии как их формально- аксиологическое тождество, т. е. как формально-аксиологическая эквивалентность соответствующих функций.
Слово «соответствующих» здесь отнюдь не лишнее. Согласно вышеупомянутым статьям слово «наука» тоже является омонимом. Одно из его значений - «опытная наука». Выше мы договорились обозначать «опытную науку» в искусственном языке алгебры аксиологии символом Sa, а в естественном языке - словом «сайенс». Согласно данной выше табличной дефиниции функции На и Sa суть противоположности (инверсии друг друга). Как же тогда быть с единством науки и религии? Ответ заключается в следующих уравнениях:
Sa=+=)KPa=+=OPa: наука (опытная) - противоположность, отрицание религии;
Pa=+=)KSa=+=OSa: религия - противоположность, отрицание науки (опытной).
Эти уравнения объясняют многочисленные исторические факты взаимной враждебности (ненависти, различных актов насилия, иногда даже широкомасштабной войны в том или ином ее проявлении) между представителями опытной (эмпирической) науки и людьми, искренне верующими в Бога. Однако в XX в. некоторые конфессии (напр., католическая церковь) пересмотрели (вернее, уточнили) свое отношение к взаимосвязи науки и религии. Опытная наука не является абсолютным врагом религии. Опасность сайенс для религии относительна. Более того, согласно следующим ниже уравнениям, сайенс представляет для религии огромную ценность.

SMa=+=EBa: опытная наука о материи - стремление к Богу.
SNa=+=EBa: опытная наука о природе (как материи) - стремление к Богу.
SUWa=+=EBa: опытная наука о внешнем мире - стремление к Богу.
SKa=+=E8a=+=EB: опытная наука о конечном - стремление к (бесконечному) Богу.
SVWa=+=EACa=+=EBa: опытная наука о несовершенном мире - стремление к абсолютному совершенству (Богу).
SMa=+=FMa: опытная наука о материи а - борьба (война) с материей а.
SMa=+=yBa: опытная наука о материи а - служение Богу (т. е. богослужение) а.
Согласно религиозной аксиологии (от зороастризма до христианства), внешний (материальный) мир есть зло. Природа (как материя) - зло. Религия - борьба с материей, т. е. со злом. Поскольку опытная наука (Sa) есть ценностная функция-инверсия и материя (Ма) тоже есть ценностная функция-инверсия, то опытная наука о материи (SMa) есть двойная инверсия. Поскольку двойная инверсия функции эквивалентна этой функции, постольку оказывается, что опытная наука о материи есть богоугодное дело. Более того, опытная наука о материальном мире есть богослужение. С формально-аксиологической точки зрения вполне оправданно «научное служение» (Богу) как вид монашества. Имеется в виду борьба с материей (злом) посредством совершенствования опытной науки о материи. Синхрофазотроны, радиотелескопы и химические лаборатории в монастырях вполне уместны. Участие монахов в научных конференциях по астрономии, генетике и ядерной физике является богоугодным делом. Более того, посильное участие в развитии эмпирической науки о внешнем мире есть не только право, но и религиозный долг каждого истинно верующего. Однако ценность опытной науки относительна: сайенс представляет ценность по отношению к материальному миру. По отношению к Богу опытная наука неуместна. Сайенс не может ни опровергнуть бытие Бога, ни доказать его. Почему? Потому, что опытная наука означает эксперимент, наблюдение, ощущение. Однако Бог не может быть нам дан в наших ощущениях. Он неощутим. (В ощущениях нам дана материя.) Сказанное моделируется следующими уравнениями:
Ма=+=ВЩа: материя а - возможность ощущения а;
Ма=+=1Ыgt;а: материя а - невозможность бытия Бога а (поэтому материализм означает атеизм);
LBa=+=ZMa: бытие Бога а - небытие материи а;
ЬБа=+=1ЩБа: бытие Бога а - невозможность ощущения (неощутимость) Бога а;
ЬБа=+=1ИБа: бытие Бога а - невозможность видения (невидимость) Бога а;
LBa=+=ZHBa: бытие Бога а - небытие видения (безвидие) Бога а;
ЬБа=+=1ЧБа: бытие Бога а - невозможность слушания (улавливания) звука, звучания (т. е. бесшумность, неслышность) Бога а;
LBa=+=Z4Ba: бытие Бога а - небытие слушания (улавливания) звука, звучания (безмолвие) Бога а;
ЬБа=+=1ЮБа: бытие Бога а - невозможность наблюдения (ненаблюдаемость) Бога а;
ИБа=+=ЖБа: видение (в качестве объекта) Бога а - Его противоположность (дьявол);
ИБа=+=ЬЖБа: видение (в качестве объекта) Бога а - связь (общение) с дьяволом.
Согласно этим уравнениям опытная наука о Боге невозможна. Сайенс не может дать нам цель и смысл нашего бытия. Теология и сайенс - взаимоисключающие противоположности. Опытная наука о Боге - зло, грех, богоборчество, безумие, бессмыслица и т. п. Однако, будучи направленной не на Бога, а на материальный мир, опытная наука есть не богоборчество, а, наоборот, богослужение. Эмпирическая наука о внешнем мире богоугодна. Именно поэтому католическая церковь публично признала свои ошибки в связи с Г. Галилеем и Дж. Бруно, а некоторые католические монахи осуществляют свое служение в форме эмпирического познания тайн материального мира.
В. О. Лобовиков

<< | >>
Источник: Н. В. Бряник. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост.и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та,2007.-318 с.. 2007

Еще по теме НАУКА И РЕЛИГИЯ: ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ФУНКЦИЙ.:

  1. Эволюционная функция кризиса.
  2. Глава 2. Книга «Россия и Европа» – новое слово в историософии
  3. НАУКА И РЕЛИГИЯ: ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ФУНКЦИЙ.
  4. ОМОНИМИЯ СЛОВА «НАУКА» (УТОЧНЕНИЕ СМЫСЛА ПРИЗЫВА П. ФЕЙЕР- АБЕНДА К ОТДЕЛЕНИЮ НАУКИ ОТ ГОСУДАРСТВА).
  5. ПРИНЦИП ОТДЕЛЕНИЯ ОПЫТНОЙ НАУКИ ОТ ИДЕАЛИЗМА И РЕЛИГИИ.
  6. АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  7. ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
  8. ТЕРМИНЫ
  9. Многие явления и процессы глобализма опознаются как декадентские, типологически близкие явлениям упадка культуры
  10. § 3.4. Правовое регулирование общественных отношений перед вызовами глобализма
  11. ЛЕКЦИЯ 2. Основные этапы развития общей теории права и   государства в России.