<<
>>

СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ

- область социологии, исследующая зависимость природы знания от социальных факторов. Термин «социология знания» был введен М. Шеле- ром в 20-е гг. XX в. Позднее из социологии знания выделилась социология науки.

Идеи социологии знания активно ассимилируются социологией образования и рядом направлений современной педагогики, ложатся в основу разработки конкретных образовательных и воспитательных технологий. Социология знания, идя от анализа систем знания, приходит к анализу специфики кон- ституирования реальности через объективирование данных систематического знания в культуре. О социологии знания следует говорить не столько как об особом направлении или совокупности определенных теорий, сколько как об особой методологической установке.

Классиками социологии знания считают Э. Дюркгейма, М. Шелера, Д. Лукача, К. Ман- хейма и А. Щюца.

Э. Дюркгейм в работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) детально разработал и обосновал подход к религии как к форме знания, а позднее в произведении «Социология и теория познания» раскрыл общие принципы своей трактовки социальной обусловленности наиболее значимых категорий человеческого знания (пространства, времени и др.). Д. Лукач в работе «История и классовое сознание» (1923) первым стал рассматривать естественные науки в ряду с остальными формами знания. М. Шел ер в работе «Проблема социологии знания» (1926) сконцентрировал внимание на трех типах знания: религии как знании о действительности, трактуемой сакрально; метафизике как знании об идеальных сущностях бытия и позитивной (естественной) науке как знании о физической реальности. К. Манхейм в работе «Идеология и утопия» (1929) выделил в качестве самостоятельного типа знания идеологию, которая до этого, в соответствии с марксистской традицией, в основном рассматривалась как вторичная социально-классовая характеристика разных типов знания.

А. Щюц в «Феноменологии социального мира» (1932) включил в сферу анализа обыденное (повседневное, житейское) знание. Этот вид знания, который в течение десятков веков полностью игнорировался европейскими интеллектуалами, в XX в. стал обретать самостоятельный и значимый статус. Каждый из названных мыслителей по-своему раскрыл механизм социальной обусловленности разных видов знания, обслуживающих все многообразие сфер человеческой деятельности.

Во втор. пол. XX в. концептуализация представлений о знании шла по двум направлениям. Первое было связано с лишением естественных наук особого эпистемологического статуса, второе - с переходом от анализа идеологических форм или форм общественного сознания к рассмотрению разнообразных типов знания. Но наряду с тенденцией к понижению статуса науки, идеологии и верований параллельно шел процесс повышения статуса так называемых вненауч- ных форм общественного сознания (религии, искусства, морали) до статуса знания. Первую попытку такого рода в 20-е гг. предпринял Шелер, позднее появились первые работы А. Щюца, в которых эта идея стала звучать еще более отчетливо. Но решающую роль в утверждении статуса знания за различными «символическими системами» или «формами общественного сознания» сыграла работа П. Бергера и Т. Лукмана «Социаль-

ное конструирование реальности: трактат по социологии знания» (1966). Согласно их точке зрения, социология знания должна изучать все то, что считается в обществе «знанием», невзирая на обоснованность или по любым критериям такого знания. Оно состоит из тех верований, которых люди придерживаются и с которыми люди живут. В частности, социолог должен заниматься верованиями, которые воспринимаются как данные. Их подход в литературе оценивается как феноменологическая социология знания.

С точки зрения феноменологической социологии знания формирование социального запаса знания одновременно является процессом конструирования социальной реальности, ибо применительно к социальному миру реальность - это то, что мы о ней знаем.

В число самостоятельных видов знания обычно включаются философия, религия, общественные науки, естественные науки, идеология, литература и искусство (эстетическое знание), техническое и практическое знание, мораль и право (этическое знание), обыденное знание и др.

В современной социологии знания выявлено, что конкретные виды знания не являются изолированными и иерархизированны- ми. Каждый вид знания выполняет определенную функцию и не может быть заменен другими. В то же время любое знание о социальной реальности до некоторой степени корреспондирует с остальными видами знания. В частности, научное знание соотносилось вначале с религией, а затем с философией, не исключено, что также и с моралью; сейчас все чаще обращают внимание на его связи с искусством. Не следует забывать и об обыденном, повседневном знании и его связях с другими видами знания. Естественно, что речь не идет о полном соответствии, - в этом случае просто не существовало бы специализированных знаний. Но тем не менее определенную согласованность одного вида знания с другими можно считать доказанной.

Н. С. Смолина

<< | >>
Источник: Н. В. Бряник. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост.и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та,2007.-318 с.. 2007

Еще по теме СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ:

  1. Глава 2. СТРУКТУРАИМЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ  
  2. Глава 3. НАУЧНЫЙСТАТУСОБЩЕЙСОЦИОЛОГИИ, ЕЕМЕСТОИРОЛЬВСИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГОЗНАНИЯ  
  3.   социология РОДОВОГО СОЗНАНИЯ. «СОЗНАНИЕ» И «ЯЗЫК РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
  4. Метатеоретический уровень научного знания
  5. Классическая социология знания
  6. Немецкая социология знания
  7. На пути к социологии науки
  8. КОГНИТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ - ПОИСКИ ИДЕНТИЧНОСТИ
  9. 1. Наука как система знаний и вид духовного производства
  10. Философия и становление национального самосознания
  11. СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  12. СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ.
  13. Глава 3. Место социологии управления в процессе осознания собственности как социального феномена
  14. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
  15. 1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
  16. § 3. Принципы познания общественных явлений в истории социально-философской мысли
  17. § 1.1 Понятие правосознания в различных школах права