11.4. Имманентное и трансцендентное в представлениях о Хаосе



Выше мы говорили, что "Умопостигаемый мир" и "Трансцендентный или Метапостигаемый мир" являются частями "Идеального мира движений". "Умопостигаемый мир" содержит идеи сложных движений,  а "Трансцендентный мир" - идеи хаотических движений, которые хотя и могут актуализироваться, но  не постигаются в полной мере нашим сознанием.  При этом Хаос представляется понятием, лежащим за пределами нашего чувственного опыта, трансцендентным.
Вопрос о том, является ли эта трансцендентность "истинной", не имеет однозначного ответа.. С одной стороны, хаотические движения, идеи которых заполняют "Трансцендентный мир", наблюдаются в физическом мире и даже поддаются определенному исследованию. Хаос оказывается внутренне присущим огромному числу систем, хаотическое является неотъемлемым свойством всех нелинейных движений. С другой стороны, никакое исследование не дает нам на сегодняшний день полного представления о Хаосе и его природе. Хаос представляется трансцендентным, ибо в процессе его познания мы переступаем границы чувственного опыта. Результаты современной  науки показывают, что с настоящим  Хаосом мы "справиться " не можем. Несмотря на все усилия Хаос был и остается "вещью в себе", никакое эмпирическое исследование на сегодняшний день не выяснило его природу, никакое осмысление не дает адекватного представления о нем. Чтобы понять, насколько немыслим Хаос достаточно проделать следующее мысленное упражнение. Не вдаваясь в сложности математического описания Хаоса, попытаемся представить его таким, каким он представлялся древним:" Хаос- это начало всех начал, "зияющая" бездна, существующая ранее мироздания." По-видимому, чтобы представить это как раз и нужен тот самый опыт "интеллектуального трансцендирования", "интеллектуальной медитации", который составляет основу процесса познания  в "Метапостигаемом мире". С не меньшим трудом, чем его сущность, постигается и всеобщность Хаоса. Он поистине всеобъемлющ. Даже в тех системах, в которых меняется не только  сам характер движения, но даже нарушаются представления о самом движении, Хаос сохраняется. Так происходит, например, в микромире: движение на квантовом   уровне не сохраняет своих основных атрибутов, но тоже может быть хаотическим, "детерминированные" хаотические движения обнаружены и в квантовых системах.
То, что попытки выяснить природу хаоса являются безуспешными, говорит в пользу того, что мы не можем помыслить Хаос, истинная хаотичность лежит за пределами нашего сознания, является тем самым "непостижимым" [56]. Ситуация с Хаосом обстоит так же, как с бесконечностью: бесконечность во всех ее проявлениях является предметом многочисленных исследований, существует много результатов, позволяющих "подойти" к бесконечности, и все-таки настоящая бесконечность лежит за пределами нашего сознания, представляя ее мы всего-навсего мыслим что-то очень большое или очень малое, но никогда не бесконечное. Бесконечность непредставима, но все-таки она существует, это не вызывает сомнения, хотя у нас нет опыта чувственного общения с ней. Хаос немыслим, ибо он не постижим до конца, но он имманентен движению нелинейных систем. Тогда возникает закономерный вопрос: трансцендентен или имманентен Хаос? Хаос, творец и разрушитель парадоксов, и в этом случае остается верен себе. Он всегда двойственен: разрушителен и созидающ (вспомним о разрушении и рождении упорядоченных структур в хаосе),   беспорядочен  и упорядочен одновременно (вспомним    парадокс упорядоченного хаоса), предсказуем как явление в любой нелинейной системе и не доступен точным прогнозам, когда дело касается динамики конкретной системы. Хаос имманентен и трансцендентен одновременно: он воспринимается органами чувств, регистрируется приборами, внутренне присущ всем нелинейным системам и процессам, но не постигается сознанием, так же как и бесконечность или другая трансцендентность.
Именно трансцендентная составляющая Хаоса заставляет нас при мысли о нем применять "интуитивный опыт", своеобразную "медитацию", позволяющую хоть сколько-нибудь приблизиться к сущности Хаотического. Оставаясь за границами нашего сознания и познания, истинный Хаос непостижим и непредсказуем. Имманентность Хаоса как качества присущего огромному множеству нелинейных систем позволяет его исследовать как феномен, эмпирически и теоретически, позволяет выявить отдельные его свойства и законы. Однако Хаос остается непознанным, это "вещь в себе", мы не можем в настоящее время и вряд ли научимся в будущем  точно предсказывать хаотическую динамику. Кроме того, без ответа остается самые главные вопросы: откуда берется Хаос в мире, описываемом точными физическими законами, в чем смысл Хаоса и каково его предназначение? По-видимому, в рамках математики и физики ответ на этот вопрос не возможен.

11.5. О смысле существования и предназначении Хаоса

Мы выяснили, что Хаос – явление всеобъемлющее. Вспомним, что он наблюдается в  огромном  диапазоне пространственных и временных   масштабов и в огромном числе систем    самой различной природы. Сейчас уже трудно представить хоть сколько-нибудь известную нелинейную систему, в которой не найдены хаотические режимы. Явление динамического хаоса обнаружено в гидродинамических, оптических. электронных, космологических, метеорологических, биофизических, химических, экологических, экономических и даже социологических системах. В первой главе мы говорили о том, что разницу в пространственных и временных масштабах систем с динамическим хаосом трудно себе даже представить, равно как и многообразие подобных систем. Такая универсальность Хаоса как феномена   заставляет задаться  вопросом: чем она определяется? Ведь Хаос, в том или ином  проявлении  присущ всем типам движения, всем уровням организации материи. Хотя в этой книге мы преимущественно говорим о динамическом хаосе, не стоит забывать и о статистическом хаосе, и о хаосе, связанном с принципом неопределенности. Если учесть все это, то мир представляется весьма хаотичным.
Такой всеобщий и универсальный феномен как Хаос не может не определяться чем-то, лежащим в самой основе бытия, не может не иметь подлинного и глубокого смысла. Этот смысл может быть определен рационально или интуитивно, хотя и в том, и в другом случае он не может не вызывать споров. Вспомним, что в первой главе мы с рациональной точки зрения выяснили смысл нелинейности. Нелинейность является всеобщим ограничителем,  препятствующим бесконечному росту и неизбежному при этом разрушению. Возможно, что имеется и более глубокий смысл нелинейности, но этот, по крайней мере, подтверждается природными процессами.
Попробуем для начала определить смысл существования Хаоса с позиции его нужности, целесообразности. Итак, хаотическое состояние мы определили как совокупность большого числа взаимодействующих возможностей. Наличие множества возможностей подразумевает необходимость выбора между ними. Этот выбор может быть целенаправленным (это означает, что мы можем сознательно изменить начальные условия или параметры рассматриваемой системы нужным нам образом) или самопроизвольным, тогда из множества движений, состояний система сама    выбирает наиболее "жизнеспособное" (как правило, с самой большой амплитудой и (или) самым обширным бассейном притяжения). Если выбор сделан, то система переходит от хаотического состояния к  упорядоченному, и последнее существует до тех пор, пока его "жизнеспособность" сохраняется. Затем выбранное движение может "умереть" (разрушиться, потерять устойчивость), а система может перейти к другому состоянию, упорядоченному или нет.
Таким образом, Хаос определяет существование возможности выбора и осуществляет "естественный отбор" состояний и движений, при этом  "побеждают" наименее энергоемкие состояния и движения. Не будь хаотической динамики, состояние системы раз и навсегда определилось бы заданием начальных условий, в результате чего в ней установилось бы единственно возможное периодическое или стационарное (не зависящее от времени) движение. Именно хаос обеспечивает возможность конкуренции различных движений, в результате чего в системе устанавливается самый выгодный режим. Самыми уместными на сегодняшний день примерами благоприятного действия Хаоса, по- видимому, являются примеры общественно-экономического развития в странах социализма и капиталистических странах. Если в первых благодаря жесткому государственному контролю и плановому ведению хозяйства устанавливался упорядоченный периодический режим, то во вторых господствует режим динамического хаоса (динамического, потому что его существование определяется внутренним устройством самой системы и законами ее развития, и хаоса, потому что какой- либо навязанной упорядоченности нет). В результате в социалистических странах отсутствие конкуренции и возможности выбора привели к оскудению экономики, в капиталистических странах, напротив, хаотический режим существования обеспечил свободу выбора и энергетическую выгоду, что не замедлило сказаться на результатах их развития. Следует еще раз подчеркнуть, что режим динамического хаоса не только не исключает, но подразумевает и обеспечивает существование и развитие упорядоченных структур, в качестве которых в случае общественного развития могут рассматриваться государственные, политические, экономические, инфраструктуры и т.д., из чего следует, что анархия и разрушение государствам, развивающимся в режиме динамического хаоса, не грозят. Напротив, государства с выбранным упорядоченным развитием (неслучайно такие государства получили название "режимов"!) подвергаются опасности разрушения, потому что никакое движение (режим) не может существовать вечно, а после его разрушения система, не имея возможности выбора, а значит и перехода в другое состояние, должна разрушиться, что мы и наблюдали неоднократно в истории. Именно поэтому Хаос является более совершенным видом движения, чем периодическое, и именно поэтому к хаотическому развитию приходят государства на определенном этапе своего развития, уже      достигнув определенного совершенства.
Итак, Хаос обеспечивает возможность выбора из многих возможностей самой выгодной (с энергетической точки зрения), "запускает" механизм отбора, создает многообразие путей развития. Это  его первая природная функция, первое "предназначение". Уже этого вполне хватило бы, чтобы "оправдать" его существование в природе. Однако этим его назначение не исчерпывается.
Главным качеством, главным предназначением Хаоса является то, что он является поистине животворящим началом. Остается только удивляться мудрости древних, которые отождествляли Хаос с началом всех начал, с огромным космическим  чревом, с зияющей бездной, существовавшей до мироздания. Они, не   знающие о рождении структур из хаоса, интуитивно ощущали   возможность этого. Хаос не пугал их, был, по их представлениям, мудр и животворящ. Согласно древней (Гесиодовской) космогонии из Хаоса родились Земля (Гея), Небо (Уран), Закон (Мойры), Любовь (Эрос). Каждая из этих  сущностей олицетворяла одно из начал         Хаоса. Мойры у греков олицетворяли  верховный закон природы, первая – неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая - ее случайности, третья - неотвратимость ее решений. Под особым покровительством Мойр находились рождение и смерть, они же вносили закономерность и порядок    в мир внешних и душевных явлений (т.е.  в чувственный и сверхчувственный миры) [45]. Эрот (любовь) господствовал над природой и над нравственным миром людей, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы, он является богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь [46]. Уран был олицетворением неба (Вселенной) как космогонического явления, зиждительным началом, наделяющим землю теплом и влагой, посредством которых пробуждаются творческие силы земли, в противоположность все завершающему и дающему всем зрелость Кроносу [47, 48].
Гея (земля) почиталась как богиня, рождавшая из своих недр всякую жизнь и питающая ее своей грудью. По  Гесиоду, она произошла из Хаоса  и произвела небо, горы и море. Она же считалась богиней предсказаний, т.к. вдохновляющие оракулов  пары поднимались от земли [49].   Таким образом, Хаос мыслился как истинное начало всех начал, из него возникли земля, небо, горы, море, судьба, законы природы и мышления; он дал начало любви, чувствам; вызвал к бытию жизнь и природу, дал жизненный уклад,  внес порядок в мысли и чувства. Никакой отрицательной окрашенности понятие Хаоса не несло, только вполне естественную загадочность (внутри Хаоса помещались мрак и туман), изменчивость (его часто отождествляли с водной стихией), динамичность (вращаясь, Хаос принял форму яйца, которое затем раскололось на небо и землю, чем ни бифуркация!). Рождение из Хаоса как процесс образования новых структур обязательно связывалось с упорядоченностью Хаоса. Представления о внутренне присущем Хаосе порядке, о его динамической природе у стоиков ассоциировались с той периодичностью, с которой он возникает, после уничтожения Земли огнем. В даосизме Хаос представлялся в виде структур, вложенных в структуры, вихрями, вложенными в вихри, такой "фрактальный" Хаос постоянно рождал новые движения и сущности.
Итак, Хаос с древности  мыслился именно как животворящее начало. Это вполне согласуется с современными естественнонаучными концепциями. Так, например, происхождение звезд, планет, прочих небесных тел в современной космогонии представляется как результат образования структур (сгустков материи) из хаотически движущейся межзвездной среды под действием гравитационных  сил. Считается, что органическая жизнь на Земле возникла из беспорядочно распределенных в толще мирового Океана неорганических соединений благодаря лавинообразному хаотическому процессу. Трудно сказать, были ли все эти процессы динамическими, но из Хаоса они возникли наверняка. В пользу динамического характера этих процессов говорит тот факт, что они подчинялись наиболее общим законам природы, в частности, такому нелинейному закону, как закон Всемирного тяготения. Открытия синергетики и теории динамического хаоса убедительно показали, что животворящее начало Хаоса повсеместно и постоянно проявляются в образовании, рождении упорядоченных структур в хаотических средах и системах. Это явление   оказалось типичным и определяющим огромное множество процессов в живой и в неживой природе, например, процессы морфогенеза, процессы генерации и т.д. Можно предположить, что процесс мышления представляет собой рождение упорядоченной структуры, именуемой мыслью, из хаотически движущейся среды образов и понятий.
Таким  образом, Хаос представляется всеприродным генератором, сущностью постоянно творящей новые процессы, результатом чего является образование все новых систем и явлений. Это его вторая природная функция, второе "предназначение", в единый узел связанное с первым. Именно животворящее начало Хаоса приводит к рождению огромного числа новых форм и состояний, что обеспечивает возможность выбора наиболее благоприятных состояний и движений.
Последняя, третья, функция Хаоса связана с разрушением. Создавая все новые процессы, обеспечивая возможность выбора "лучших" состояний и движений, Хаос должен уничтожать "отжившие", ненужные состояния, движения, процессы. В нелинейной динамике рождению новых состояний, как правило, предшествует процесс хаотизации. Периодические движения, "изживая" себя, с изменением параметров разрушаются, уступая место хаотическим движениям, те, улучшая энергетическую ситуацию (вспомним, что хаотические режимы характеризуются более высоким КПД!), подготавливают почву для рождения новых, более "оправданных" периодических движений, новых структур. Предельный цикл в результате бифуркации или  цепочки бифуркаций превращается в странный аттрактор, а тот, просуществовав какое-то время, уступает место новому предельному циклу, который, как правило, имеет большую амплитуду и более обширный бассейн притяжения. И здесь нельзя обойтись без исторических примеров. Обращаясь к историческим процессам, мы можем убедиться , что любой смене политического режима или общественного строя обязательно предшествует период хаотизации общественной жизни, "смутное время", разрушающее отживающий порядок и подготавливающее создание нового,  по некоторым характеристикам более совершенного. Итак, Хаос - разрушитель отжившего, умирающего, энергетически невыгодного, в этом состоит его третья функция. Все три функции, все три "предназначения" Хаоса органически связаны и  едины.
Попробуем теперь отойти от рационального осмысления существования Хаоса.  Если вспомнить, что современные представления о Хаосе до недавнего времени связывались с полным отсутствием порядка,  а Хаос мыслился как пугающая и разрушительная стихия, и что для сегодняшнего научного понимания природы Хаоса понадобились огромные усилия математиков и физиков, остается только гадать, чем обусловлено такое глубокое понимание природы Хаоса древними. По-видимому, такое постижение сущности Хаоса не  может  объясняться рационально, но вполне объяснимо неким откровением.  Обсуждение природы этого откровения не может не привести нас на путь теологии. Не будучи вполне готовы к этому, сделаем лишь несколько замечаний.
Итак, не находя рационального объяснения прямо-таки удивительной осведомленности древних о Хаосе (они знали о происхождении Мира из Хаоса, приписывали ему упорядоченность, динамичность, даже "фрактальность"!), мы должны постулировать, что это знание было сверхчувственным и было почерпнуто древними из некоторого источника. Одним из вариантов такого источника (а для теологии – единственным вариантом) является откровение – проявление Высшего Разума в нашем мире с целью сообщить нам более или менее полную истину о себе и о своих целях. Если объяснять древние представления о Хаосе с позиции полученного откровения, то Хаос мыслится феноменологической моделью Божьего Промысла.
В самом деле, в монотеистических религиях считается, что хотя в мире правит данный Богом закон, каждый человек имеет свободу воли, а значит свободу выбора собственной жизни, собственных поступков. Божественное предопределение, по сути своей, тождественно некоторому универсальному "динамическому" закону, определяющему развитие всего Мира, а поступки и жизни отдельных людей – точкам фазовых траекторий на огромном аттракторе, называемом Жизнью. Жизнь всего человечества и отдельных людей хаотична и упорядочена одновременно: она непредсказуема, нерегулярна,  но, безусловно, подчиняется неким общим для всех законам. Поэтому, если представлять Жизнь в виде аттрактора, то этот аттрактор обязательно странный. В бассейне притяжения этого аттрактора каждому человеку отведены свои собственные начальные условия, а неустойчивость всех траекторий может привести его куда угодно – в этом состоит Божественный Промысел, Судьба. Однако даже в динамических системах всегда присутствуют флуктуации, всегда можно чуть-чуть изменить координаты фазовой точки, т.е. использовать пусть небольшую, но данную человеку свободу выбора. Малое же изменение координаты может привести к очень сильному отклонению фазовой траектории – человек может коренным образом изменить свою судьбу. Итак, детерминированный Хаос дает превосходную модель Божьего Промысла, модель феноменологическую, построенную на основании главных  особенностей поведения. Конечно, это модель настолько же условна, насколько система Лоренца является условной моделью для динамики атмосферы, однако именно примитивные модели, не отягощенные излишними усложняющими подробностями, зачастую позволяют пояснить основные особенности поведения реальных систем. Показывая, что человек в принципе не может предсказать будущее любой, даже простой системы, и в то же время внося порядок и смысл в вездесущий Хаос, Господь определяет границу человеческих возможностей и место человека в непредсказуемом хаотическом мире и одновременно открывает человеку, что в этом мире все-таки царит Закон, к сожалению, непостигаемый человеческим разумом, но ощущаемый человеческим сердцем.
Представления о Хаосе лежат и в основе воззрений на Сотворение мира, принятых сначала в иудаизме, а затем в христианстве. "В самом начале сотворил Бог Небо и Землю: Земля же была безвидна и пустынна, и тьма над бездной. И Дух Божий витал над поверхностью вод. И сказал Бог: "Да будет свет",- и стал свет… и отделил Бог свет от тьмы." [51]. В комментариях к книге Бытия поясняется, что Небо и Земля означают духовное и материальное начала, а слова "безвидна и пустынна, и тьма над бездной" означают первоначальное хаотическое состояние материи (вспомним греческое представление о Хаосе, как о зияющей бездне). В древне-еврейском оригинале вместо слов "безвидна" употребляется более емкое понятие с  лексическими значениями "обескураживающая" , "трудно осознаваемая", "трудно понимаемая", "не поддающаяся осмыслению", "приводящая в смятение" (be-wil-der-ment). Трудно представить себе более подходящий набор эпитетов для описания Хаоса. Понятие "тьма над бездной" интерпретировалось комментаторами как "пятна света и тьмы, беспорядочно (!) перемешанные друг с другом." (не правда ли, похоже на фрактальную структуру?) [52, 53].
Хаос как феномен является и моделью не только первоначального Сотворения мира, но и  постоянно продолжающегося по сегодняшний день акта творения. Как мы уже говорили, Хаос не только являлся животворящим первоначалом, он постоянно инициирует рождение новых структур в самых разных системах: от космологических до биологических и социальных. Это свойство Хаоса  прекрасно согласуется с теологическим постулатом о постоянно, ежедневно и ежесекундно возобновляющемся и продолжающемся акте Божественного творения. "Господь, даруя свет Земле и ее обитателям, постоянно, каждый день возобновляет сотворение мира." Таким образом, в  христианском  и иудаистском мировоззрениях считается, что Бог непрерывно поддерживает существование Вселенной, и если бы Он прекратил это делать, мир немедленно обратился бы в ничто [54].
Представления о   детерминированном Хаосе как о законе развития жизни вообще и жизни личности лежат и в основе буддизма. Согласно буддизму, мир многократно разрушается и многократно возрождается, душа многократно воплощается, чтобы рано или поздно выйти из круга жизни, все это удивительно напоминает динамику сложной нелинейной системы. Закон кармы дает множество последовательных жизней, память о прошлых жизнях сохраняется, следующее воплощение непредсказуемо, чтобы выйти из круга перевоплощений необходимо избавиться от всяких взаимодействий с окружающим миром [55] – картина соответствует типичному развитию динамики нелинейной системы!
Итак, представления о Хаосе удивительно сочетаются с основными положениями мировых религий. Таким образом, попытка теологического поиска смысла существования Хаоса приводит нас к следующему выводу. Хаос является онтологической моделью Божьего промысла, Божественного провидения, постоянно и повсеместно продолжающегося акта Божественного творения.
Конечно, поиск смысла такого сложного и противоречивого явления, как Хаос, может и должен продолжаться  дальше. Бесспорно одно: существование Хаоса обусловлено всей природой, он является одним из основных ее законов, формой ее жизни.

<< |
Источник: В.В. Афанасьева. К ФИЛОСОФСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ФЕНОМЕНА ДЕТЕРМИНИРОВАННОГО ХАОСА 2010. 2010

Еще по теме 11.4. Имманентное и трансцендентное в представлениях о Хаосе:

  1. § 38. Рефлексия над актами. Имманентные и трансцендентные восприятия
  2. § 42. Бытие как сознание и бытие как реальность. Принципиальное различие способов созерцания
  3. § 46. Несомненность имманентного — сомнительность трансцендентного восприятия
  4. Содержание
  5.   2. «Разумная» мистика как средство примирения религии и науки  
  6.   2. Синтез современной иррационалистической философии и теологии в проблеме имманентного и трансцендентного
  7. § 14. Сомнения в отношении допущения, что акты — это дескриптивно фундированный класс переживаний
  8. 1.ПРЕДСТАВИТЕЛИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА
  9. г)              традиция как основа духовного бытия
  10. М. Элиаде о месте мифа в традиционном и современном обществе
  11. МИСТИКА И МЕТАФИЗИКА. ФИЛОСОФСКОЕ «ПОЛЕ НАПРЯЖЁННОСТИ»