§ 38. Рефлексия над актами. Имманентные и трансцендентные восприятия
Прибавим, кроме того, и следующее: живя в cogito, мы самой cogitatio не обладаем как интенциональ- ным объектом, — однако она всякий миг готова стать таковым, от ее сущности неотделима принципиальная возможность «рефлективного» поворота взгля- да} причем, естественно, в форме новой cogitatio, какая будет направляться на нее по способу попросту схватывающей.
Иными словами, всякая когитация может становиться предметом так называемого «внутреннего восприятия», а в дальнейшем и объектом рефлективного оценивания, одобрения или неодобрения и т. д. То же самое, соответственно моди- фицированным образом, верно и о действительных актах в смысле импрессий, и об актах, какие мы сознаем «в» фантазии, «в» воспоминании или же «во» вчувствовании, разумея чужие акты и задним числом 5 живя ими. Мы можем рефлектировать «в» воспоминании, вчувствовании и т. д., обращая сознаваемые «в» них акты в объекты наших схватываний и основываемых на таковых выражающих наше отношение актах, во всевозможных различных модификациях их. ю Присоединим сюда же и различение восприятий, или же актов вообще, трансцендентальных и имманентных. Мы будем избегать говорить о восприятии внешнем и внутреннем, чему мешают серьезные сомнения. Мы объясним это следующим, is Под имманентно направленными актами, а, говоря более общо, под имманентно сопрягаемыми ин- тенциональными переживаниями мы разумеем те, к сущности каких принадлежит, что их интенцио- нальные предметы, если таковые вообще существу- го ют, принадлежат к тому же потоку переживаний, что и они сами. Следовательно, таковое имеет место всюду, где акт сопрягается с актом (одна cogitatio с другой) того же самого Я, или же акт — с чувственными данными того же самого Я и т. д. Сознание и его 25 объект образуют индивидуальное единство, устанавливаемое исключительно через переживания.Трансцендентально направленные — это те интен- циональные переживания в отношении каких таковое не имеет места; таковы, к примеру, все акты, направля- зо емые на сущности или на интенциональные переживания других Я с их потоками переживаний; равным образом и все акты, направляемые на вещи, на реальности вообще, что еще обнаружится в дальнейшем.
В случае имманентно направляемого или, говоря 35 короче, восприятия имманентного (так называемого «внутреннего»), восприятие и воспринятое образуют, согласно своей сущности, неопосредуемое единство, единство одной-единственной конкретной cogitatio. Тут восприятие, таким образом, таит 40 свой объект в себе, что обособить таковой от него
можно лишь абстрагируя и лишь в качестве сущност- но несамостоятельного.
Если же воспринимаемое — интенциональное переживание, как когда мы рефлектируем живое убеждение (например, высказывая следующее: я убежден, что...), тогда перед нами взаимовхождение двух интенциональных переживаний, из которых по меньшей мере высшее несамостоятельно и не просто фундировано в низшем, но и интенцио- нально обращено к нему.Такой вид реальной «включенности» (это, собственно, только образ) — характерная черта имманентного восприятия и тех позиций, какие фундируются в нем; она отсутствует в большинстве иных случаев, когда имманентно сопрягаются интенцио- нальные переживания. Так, к примеру, она отсутствует уже в случае воспоминаний о воспоминаниях. Воспоминаемое нами былое воспоминание принадлежит к нашему теперешнему воспоминанию не как реальная составная его конкретного единства. По своей собственной полной сущности теперешнее воспоминание могло бы быть и тогда, когда былого воспоминания по правде вовсе бы и не было, между тем как последнее, если оно действительно было, необходимо принадлежит вместе с первым к одному и тому же никогда не прерывавшемуся потоку переживаний, опосредующему как то, так и другое непрерывным рядом всевозможных конкреций переживания. Совершенно иначе дело, очевидно, обстоит в этом отношении с трансцендентными восприятиями и прочими трансцендентно сопрягаемыми интенциональными переживаниями. Восприятие вещи в своем реальном составе не только не содержит в себе самую вещь, оно даже лишено и всякого сущностного единства с нею, естественно, предполагая существование таковой. То единство, какое определяется лишь чисто собственной сущностью самих переживаний, — это исключительно единство потока переживаний, или, что то же самое, переживание может соединяться в целое лишь с переживаниями, а совокупная сущность такого целого обнимает собственные сущности этих
переживаний и фундируется в них. Это положение будет еще проясняться в дальнейшем и обретет тогда
х
-е-
о
о все свое великое значение
с; х