<<
>>

§ 39. Сознание и естественная действительность. «Наивный» человек с его постижением

              Все эти обретенные нами сущностные характери-

§ стики переживания и сознания — необходимые пред- ф ю варительные ступени к достижению постоянно на- о правляющей нас цели, а именно к обретению сущности

Q)

-е-

х

-О с; Q_ Q) U

и

того «чистого» сознания, каким должно определиться феноменологическое поле.

Мы рассуждали эйдети- s чески, однако единичные частности сущностей «пере- о is живание », «поток переживаний », а также и единичные § частности «сознания » в любом смысле принадлежали | к естественному миру в качестве реально происходящего. Мы ведь не расставались с почвой естественной -э- установки. Индивидуальное сознание двояким обра- 20 зом сплетено с естественным миром — это сознание какого-либо человека или животного и это — по меньшей мере в значительном числе своих обособлений — сознание этого мира. Но что же может означать тогда, ввиду такой сплетенности с реальным миром, то, 25 что у сознания — «собственная» сущность, оно образует с иным сознанием замкнутую в себе самой, определяемую исключительно этими собственными сущностями взаимосвязь, взаимосвязь потока сознания? Вопрос — поскольку сознание мы можем разу- зо меть здесь в сколь угодно широком, в конечном итоге покрывающемся понятием переживания смысла — касается собственносущности потока переживаний и m всех его компонентов. В какой мере первым делом материальный мир должен быть чем-то принципиально 35 инородным, исключаемым из собственносущности переживаний! И если так, если материальный мир есть — в отношении всякого сознания и его собственносущности— «чужое», «инобытие», то как может сплетаться с ним сознание — с ним и, стало быть, со 40 всем чуждым сознанию миром? Ибо ведь нетрудно

убедиться, что материальный мир — не какой-то случайный кусок естественного мира, а его фундаментальный слой, с каким сущностно сопрягается любое иное реальное бытие.

Чего ему еще недостает, так это души — людей и животных, новое же, что приносят с собой эти последние, — это в первую очередь их «переживания», сопрягающие их, по мере сознания, с их окружающим миром. При этом сознание и вещность — связное целое: они связываются в отдельных психофизических единствах, которые мы именуем «animalia» — «живыми», — а на самом верху они соединены реальным единством целого мира. Может ли единство целого быть единым иначе, кроме как через собственную сущность его частей — какие тем самым должны же обладать некой сущностной общностью, вместо принципиальной гетерогенности?

Чтобы достичь тут ясности, обратимся к тому последнему истоку, из какого черпает пищу для себя генеральный тезис мира, осуществляемый мною в естественной установке, — он-то ведь и делает возможным то, что я, по мере сознания, обретаю, как существующий напротив меня, сущий здесь мир вещей, приписываю себе в этом мире тело и могу вписывать сам себя в этот мир. Очевидно, что этот последний исток — чувственный опыт. Однако для наших целей достаточно рассмотреть чувственное восприятие, — оно среди всех составляющих опыт актов в известном хорошем смысле играет роль праисконного опыта, из которого все прочие доставляющие опыт акты почерпают главную часть своей фундирующей силы. Во всяком воспринимающем сознании есть то особенное, что оно есть сознание живого телесного самоприсутствия индивидуального объекта, каковой в чисто логическом смысле индивид или же логико-ка- тегориальная модификация такового[37]. В нашем случае — в случае чувственного, или четче, вещного восприятия, логический индивид— это вещь; и будет достаточно, если мы будем обходиться с восприятием

-е- о

вещи как с представителем всех остальных восприятий (восприятий свойств, процессов и т. п.). §              Естественная бодрствующая жизнь нашего Я — это

-е-

о ^

и Q) т х 1_ О

х 0)

-Є-

- постоянное актуальное или неактуальное восприятие.

Непрестанно и мир вещей, а в нем нашедело, суть здесь, по мере восприятия. Как же вычленяется и как может вычленяться отсюда само сознание — само сознание как конкретное бытие в себе, как — сознаваемое в нем, воспринимаемое бытие в качестве того, что «напротив» аЗ ю сознания, и в качестве того, что «в себе и для себя »? о              Ближайшим образом и первым делом я медитирую

как «наивный» человек. Я вижу и постигаю саму вещь в ее живой телесности. Правда, иной раз я обманываюсь, причем не только в отношении воспринятых свойств, о is но и в отношении самого существования вещей здесь, g Я уступаю иллюзии или галлюцинации. Тогда воспри- | ятие — не «подлинно ». Если же однако оно подлинно, а значит, что оно «подтверждается» в актуальной вза- -©- имосвязи опыта, либо же при содействии корректного о 20 опытного мышления, то тогда воспринятая вещь действительно есть, тогда она действительно дана в восприятии сама, и притом в живой телесности. При этом ф само воспринимание, — рассматриваемое просто как сознание и отвлекаясь при этом от тела и его орга- 25 нов — есть нечто лишенное сущности в себе, простое глазение пустого «Я» на сам объект, глазение, какое замечательным образом соприкасается с объектом.

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А.В. Михайлова; Вступ, ст. В.А. Куренного. — М.: Академический Проект,2009. — 489 с.. 2009

Еще по теме § 39. Сознание и естественная действительность. «Наивный» человек с его постижением: