<<
>>

§ 144. Действительность и первозданно дающее сознание: заключительные определения

Итак, все остается при том, что эйдос «истинно быть» коррелятивно равнозначен эйдосу «быть адекватно данным» и «быть с очевидностью поло- жимым», причем либо в смысле конечной данности, либо в смысле данности в форме идеи.

В одном случае бытие — «имманентное»: бытие как завершенное переживание или ноэматический коррелят переживания; в другом случае, бытие — трансцендентно, т. е. «трансценденция» его заключена именно в бесконечности ноэматического коррелята, какого бытие требует в качестве своей «материи».

з: з:

О

Однако там, где дающее созерцание адекватно и имманентно, там хотя и не совпадают смысл и предмет, зато совпадает первозданно ис-полненный, смысл и предмет. Предмет и есть именно то самое, что в адекватном созерцании схватывается, полагается как первозданное «самое»,— в силу первоздан- ности с усмотрением, в силу смысловой полноты со- става и полной по составу первозданной смысловой ис-полненности — с усмотрением абсолютным. У              Там же, где дающее созерцание — трансценди-

(J

- рующее, там предметное не может постигать своей адекватной данности, — даваться может лишь идея такого предметного и, соответственно, его смыс- $ ла, его «сущности по мере познания», а тем самым 0 известное априорное правило для — не каких-либо, § но именно сообразных закону — бесконечностей не- Ф ю адекватного опыта.

о              Правда, на основе как конкретно осуществленно-

о

g го опыта, так и такого правила (или же многообразной системы правил, им охватываемой) невозможно однозначно установить, как сложится дальнейшее о is протекание опыта. Напротив, остаются открытыми § бесконечное множество возможностей, которые, | однако, по типу своему предобразованы весьма содержательной априорной системой правил. Система -в- правил геометрии абсолютно жестко определяет все 20 возможные фигуры движения, какие могли бы восполнить фрагмент движения, наблюдаемого сейчас и здесь, однако она особо не выделяет ни одно из действительных протеканий движения чего-то, что ^ действительно движется.

Каким образом тут помо- 25 гает продвинуться вперед эмпирическое мышление, основанное на опыте, каким образом становится возможным нечто подобное научному определению

вещностей как полагаемых по мере опыта единств,

о и

(J

притом что таковые обнимают бесконечные много- зо значности, каким образом в рамках тезиса природы 5 может достигаться цель однозначного определения в ^ соответствии с идеей объекта природы, природного (п события и т. д. (с идеей, которая, будучи идеей чего- то индивидуально единственного, получает свое пол- 35 ное определение), — все это относится к новому слою исследований, к феноменологии специфически-опыт- ного разума, специально же разума физического, психологического, вообще естественно-научного, к феноменологии, каковая ведет назад, к феноменоло- 40 гическим истокам, все онтологические и ноэтические

правила, принадлежные к опытной науке как таковой. Но это означает, что такая феноменология устанавливает и эйдетически исследует те феноменологические слои, как ноэтические, так и ноэматические, в русле каких протекает содержание этих правил. 5

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А.В. Михайлова; Вступ, ст. В.А. Куренного. — М.: Академический Проект,2009. — 489 с.. 2009

Еще по теме § 144. Действительность и первозданно дающее сознание: заключительные определения: