<<
>>

§ 41. Реальная наличность восприятия и ее трансцендентный объект

Что же принадлежит теперь, если предпослать все сказанное выше, к конкретному реальному соста- 40 ву самого восприятия как cogitatio? Не вещь физики,

которая, что разумеется само собой, всецело трансцендентна — трансцендентна по отношению ко всему совокупному «миру явлений».

Однако, хотя последний и именуется «просто субъективным, и он, он тоже, не принадлежит, со всеми отдельными вещами и со всем, 5 что встречается в нем, к реальному составу восприятия, и он тоже «трансцендентен» в отношении такового, Поразмыслим об этом конкретнее. Мы только что говорили о трансценденции вещи — правда, бегло. Теперь же пора обрести более глубокий взгляд на тот способ, ю каким располагается трансцендентное в отношении сознания — в отношении сознания, какое сознает, как должно разуметь ему эту взаимосопряженность их друг с другом, которая не обходится без своих загадок.

Итак, исключим и всю физику, и весь домен теоре- 15 тического мышления. Будем придерживаться рамок простого созерцания и принадлежных к нему синтезов, — восприятию и подобает находиться внутри таких рамок. Тогда очевидно, что созерцание и созерцаемое, восприятие и вещь восприятия — хотя в своей 20 сущности и взаимосопряжены друг с другом, однако с принципиальной необходимостью не едины и не связаны реально и по своей сущности друг с другом.

Будем исходить из примера. Я непрестанно вижу вот этот стол. Я хожу вокруг него, все время меняю свое 25 положение в пространстве, — при этом я непрерывно ' обладаю сознанием живого вещественного присутствия здесь вот этого одного и того же стола, причем того же самого, остающегося в самом себе совершенно неизменным. Однако восприятие стола — постоянно зо меняющееся, оно есть непрерывность переменчивых восприятий. Закрой глаза. Все прочие мои чувства никак не сопряжены со столом. Теперь я его вовсе не воспринимаю.

Открою глаза — и у меня снова восприятие стола. То же восприятие? Будем точны. Повторяясь, 35 восприятие ни при каких обстоятельствах не остается, как индивидуальное, тем же самым. Лишь стол — тот же самый; как тождественный, он сознаваем синтетическим сознанием, какое связывает новое восприятие с воспоминанием. Может быть воспринятой и та вещь, 40

которая не воспринималась и не была даже потенциально осознаваемой (согласно ранее описанному[38]способу неактуальности); она может быть и не меняющейся. Само же восприятие, будучи тем, что оно есть, 5 пребывает в постоянном потоке сознания и само есть постоянный поток: беспрерывно «сейчас» восприятия отходит в примыкающее к нему сознание вот только что прошедшего и одновременно с тем уже вспыхивает новое «сейчас» и т. д. Как и сама воспринятая вещь во- ю обще, так и все и всякое, что принадлежит его, — части, стороны, моменты, — согласно повсюду одинаковым основаниям восприятия необходимо трансцендент- ны— все равно, именуются ли они первичными или вторичными качествами. Цвет увиденной вещи — это is принципиально не реальный момент сознания цвета, — он является. Однако пока он является, явление, как то подтверждает опыт, может и должно непрерывно меняться. Один и тот же цвет является «в» непрерывных многообразиях цветовых нюансов. Подобное верно от- 20 носительно чувственного качества, а также и относительно любого пространственного облика. Один и тот же облик (в качестве одного и того телесно данного) непрерывно является все «новым и новым образом», во все новых проекциях своего облика. Это необходимое 25 положение вещей, и оно, очевидно, отличается более общей значимостью. Ибо лишь для простоты мы рассматривали случай, когда являющаяся вещь оставалась в восприятии неизменной. Перенос на случаи возмож- 8 ных изменений самоочевиден.

сС

X

^•зо В сущностной же необходимости к «всестороннему», непрерывно самоподтверждающемуся в себе самом как единому опытному сознанию одной и той (Г) же вещи принадлежна многогранная система непрерывных многообразий явлений и проекций, в каковых 35 многообразиях, в определенных непрерывностях, проецируются все воспринимаемые предметные моменты, каким присущ характер живой телесной самоданности. Каждой определенности присуща своя система

проецирования-нюансирования, и относительно каждой, как и относительно целой вещи, верно, что для схватывающего, синтетически объединяющего воспоминание и новое восприятие сознания она есть здесь как та же самая — невзирая на перерывы в протекании 5 непрерывно-актуального восприятия.

Теперь мы незамедлительно и увидим, что же действительно и несомненно принадлежит к реальной наличности конкретных интенциональных переживаний, которые называются восприятиями вещей.

В то время ю как вещь — это интенциональное единство: то, что сознается как тождественно-единое в непрерывно упорядочиваемом протекании переходящих друг в друга многообразий восприятия, — эти последние, сами многообразия восприятия постоянно обладают своим is определенным дескриптивным составом, какой, по мере сущности, придан такому единству. Так, к примеру, к каждой фазе восприятия необходимо принад- лежно определенное наполнение цветовыми нюансами, проекциями облика и т. п. Последние относят к 20 «данным ощущения», к данным особого региона с определенными родами, — в пределах каждого такого рода данные сходятся в конкретные единства переживания, в единства sui generis (в «поля» ощущения), а кроме того, такие данные — способом, какой сейчас 25 не приходится описывать более конкретно, — одушев- ' ляются во всяком конкретном единстве восприятия посредством «постижений » и так, будучи одушевлены, исполняют свою «репрезентирующую функцию », или же вкупе с таковой составляют то, что мы называ- зо ем «явлением» цвета, облика и т. д. Все это, сплетаясь еще и с другими характеристиками, исчерпывает реальный состав восприятия — восприятие, какое есть сознание одной и той же вещи, в силу того схождения в единство постигнутости, основывающегося на 35 сущности названных способов постижений, а также и в силу возможности синтеза отождествления, основывающейся на сущности подобных единств.

Необходимо все время четко видеть, что те данные ощущения, какие исполняют функцию нюансирования 40

цвета, нюансирования фактуры, проецирования облика и т. п.— функцию «репрезентирования», самым принципиальным образом отличены от цвета как такового, фактуры как таковой, облика как такового, короче 5 говоря — от любых разновидностей /моментов вещи. Нюанс — хотя ему немедленно находится имя — относится к принципиально иному роду, нежели нюансируемое. Нюанс— это переживание. Переживание же возможно лишь как переживание, а не как нечто про- ю странственное. А нюансируемое принципиально возможно лишь как пространственное (оно в сущности своей пространственно), но невозможно как переживание. В особенности же противосмысленно считать проекцию облика (например, треугольника) чем-то пространст- 15 венным, чем-то возможным в пространстве, и тот, кто так поступает, смешивает таковую с нюансируемым- проецируемым — т. е. являющимся обликом. Как же в дальнейшем с систематической полнотой размежевать различные реальные моменты восприятия как cogitatio 20 (в противоположность моментам трансцендентного по отношению к таковой cogitatum), характеризуя их соответственно к их отчасти весьма затруднительным различиям, так это тема больших исследований.

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А.В. Михайлова; Вступ, ст. В.А. Куренного. — М.: Академический Проект,2009. — 489 с.. 2009

Еще по теме § 41. Реальная наличность восприятия и ее трансцендентный объект: