<<
>>

  Дхарма  

Мир — зло, но человек путем добра может освободиться от него. «После категории реальности наиболее важным понятием в индийской мысли является категория дхармы»[27]. Дж. Неру пишет, что «...дхарма означает больше, чем религия.
Корень этого слова имеет значение «держаться вместе». Это — внутреннее строение вещи, закон ее внутреннего бытия. Это — этическое понятие, вклю&чающее кодекс морали, праведность и весь круг обязанностей и ответственности человека»2. «Сама эта дхарма была частью риты, основного морального закона, направляющего жизнь все&ленной и всего, что содержится в ней»3. Дхарма — долг — имеет то же значение для индийской культуры, как права личности — для западной. Понятие дхармы потому так важно для индийцев, что они видят высшую цель человека в слиянии с Единым; а чтобы достичь этого, необходимо личное нравственное совер&шенствование. «Долг — средство для достижения высшего совер&шенства»[28].

Во всех индийских системах получение знания предполагает нравственное поведение. «Нравственное совершенство — первая ступень к божественному знанию»[29], открывающему путь к осво&бождению. Для духовных занятий требуется отрешенность от мир&ского, т.е. чистота и непорочность души. Знание связано с добро&детелью не на уровне интеллекта, а на уровне более высшего ду&ховного мышления (или сверхсознания), которое есть источник вдохновения поэтов, художников, скульпторов, проповедников, ораторов. Так, поэт оказывается близок к пророку, а гений и зло&действо становятся несовместимыми.

Веды

Один из древнейших памятников мировой культуры, которо&му более 3000 лет, — Веды (в переводе с санскрита — «знание»; тот же корень в русских словах «ведать», «ведьма») имеет мифо&логическую основу.

Ведийская литература делится на четыре части. Самая древняя из Вед — Ригведа (Веда гимнов). Гимны пелись во время жертвопри&ношений с целью умилостивить богов и природу.

Первое жерт&воприношение совершил первозданный вселенский человек Пу- руша, от которого произошла вся Вселенная, и в том числе пред&ставители четырех каст индийского общества.

В Ригведе мы впервые встречаемся с представлением о Едином. «Един Огонь, многоразлично возжигаемый, едино Солнце, все- проникающее, едина Заря, все освещающая, и едино то, что ста&ло всем [этим]»[30]. Из единства реальности вытекает важное в фило&софском смысле представление Вед о единстве истины, по-раз- ному называемой мудрецами.

В каждом человеке есть индивидуальная душа — атман, кото&рая соотносится с Единым, как капля воды с океаном, как воз&дух, запечатанный в сосуде, с воздухом вокруг него. Приобщение к Единому идет через молитвы, ритуалы жертвоприношений, изучение Вед и т.д. Идеальная жизнь, по Ведам, предполагает жертвенные церемонии, гостеприимство, милосердие, любовь к людям, защиту живого.

Нравственный долг человека — дхарма — в соответствии с одним из древнейших индийских правовых трактатов «Законы Ману» предполагает наличие десяти качеств — это «постоянство, снисходительность, смирение, непохищение, чистота, обузда&ние чувств, благоразумие, знание Вед, справедливость и негнев&ливость»[31].

<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме   Дхарма  :