<<
>>

  Упанишады  

Большое значение в древнеиндийской традиции придавалось непосредственной передаче знания. «Лишь знание, полученное от учителя, ведет по самому прямому пути»[32]. Упанишады бук&вально и значат «сидеть подле».
Имеется в виду ученик, слушаю&щий наставления учителя и его разъяснения священных книг Вед. На стадии Упанишад более ценятся не жертвоприношения, а размышления. В Ведах Единое представляет собой в соответствии с мифологией Бога. Но уже в Упанишадах Единое — безличное начало.
Человек в Упанишадах образно определяется так: «Знай, что атман — это едущий в колеснице, тело — колесница. Знай, что разум — возница, мысль поистине узда. Говорят, что чувства — это кони, а то, что действует [на чувства], — их пастбище. Мудре&цы говорят, что упряжка из тела, чувств и мыслей и есть наслаж&дающийся [атман]»[33].
Душа человека не умирает вместе с телом («если кто-либо уми&рает, он скрывается и люди перестают его видеть»), а перевопло&щается в другого человека, животное или растение в зависимости от того, как он жил в предыдущей жизни — другими словами, какая у него карма. Это представляется наглядно в виде колеса жизни — сансары. Человек состоит из намерения. «Каков замысел человека в этом мире, таким он будет в том мире»[34]. Вследствие греха телесных деяний человек идет к состоянию неподвижности (т.е. возрождается растением), греха словесных деяний — к состоя&нию животного, греха умственных деяний — к состоянию челове&ка низкого рождения.
Так как чувственный мир — иллюзия, тот, кто ищет земных благ, заблуждается. Он ищет приятного и тем самым удаляется от истины. Жизнь в реальном мире неистинна, поэтому цель че&ловека — достигнуть такого нравственного совершенства, чтобы преодолеть колесо перевоплощений и больше не рождаться вов&се. Упанишады ориентируют на внутреннее очищение разума: «не ненавидь и не поддавайся гневу, злости и жалости». Этика Упа- нишад индивидуалистична, но в идеале индивидуализм преодо&левается в слиянии с Единым. В стремлении к нему преодолева&ется эгоизм, из которого возникает все дурное.
Интерес Упанишад к Единому объясняется тем, что человек смертен и единственный способ мыслить его вечность в том, что&бы представить его как часть, а еще лучше как тождество с Еди&ным. Это и стало основной целью индийской философии.
Контрольные вопросы
  1. Что такое реинкарнация и закон кармы?
  2. Как соотносятся Единое и майя?
  3. Каково основное содержание Вед и Упанишад?
  4. Что такое атман?
  5. Что такое ахимса?
  6. Какова роль этики в индийской культуре?
  7. В чем специфика отношения индийской культуры к проблемам жизни и смерти?

Рекомендуемая литература
Весть: Книга советско-индийской дружбы / Сост. Н.Скалдина. — М.; Дели, 1987.
Древнеиндийская философия / Сост. В. В. Бродов. — М., 1963.
Дхаммапада. — М., 1960.
Классическая йога. — М., 1992.
Махабхарата. Рамаяна. — М., 1974.
Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии XX в. / Под ред. Э. Комарова и др. — М., 1987.
Радхакришнан С. Индийская философия: В 2 т. — М., 1956.
Ригведа. — М., 1972.
Упанишады: В 3 кн. — М., 1992.
 
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме   Упанишады  :

  1.   Упанишады  
  2.                 IV              УПАНИШАДЫ
  3.   А. ИЗ ЧХАНДОГЬЯ-УПАНИШАДЫ 
  4.   Б. ИЗ БРИХАДАРАНЬЯКА-УПАНИШАДЫ
  5.   В. ИЗ АИТАРЕЯ-УПАНИШАДЫ
  6.   Г. ИЗ КАУШИТАКИ-УПАНИШАДЫ
  7.   Д. ИЗ ТАЙТТИРИЯ-УПАНИШАДЫ
  8.   Е. ИЗ КЕНА-УПАНИШАДЫ
  9.     3. ИЗ КАТХА-УПАНИШАДЫ
  10.   И. ИЗ ПРАШНА-УПАНИШАДЫ
  11.   К. ИЗ МУНДАКА-УПАНИШАДЫ
  12.   Л. ИЗ МАНДУКЬЯ-УПАНИШАДЫ