<<
>>

3. [БРАХМАН]

  Мундака-упанишада, II, 2
            1. Явное, вблизи находящееся, поистине скрытое в тайнике сердца — таково великое обиталище.
              В нем сосредоточено все движущееся, дышащее и мигающее. Знай: оно сущее и не-сущее, наижеланное, то, что выше понимания людей.
            2. Пламенное, тоньше тонкого, в коем размещены миры и [все] живущее в них, это есть непреходящий Брахман. Он — дыхание, речь и мысль, он истина, бессмертное; его, дорогой мой, должно знать, должно знать.
            3. Взяв большое, как лук, оружие упанишад, поистине наложи на него стрелу, отточенную почитанием. Оттачивай ее умом, обращенным на смысл этого [Брахмана]. Знай, дорогой мой: этот непреходящий — цель.
            4. Слог ОМ — лук, стрела — атман, целью называют Брахмана. Должно познавать его сосредоточенно. Пусть каждый станет единым с ним 2, как стрела с [мишенью].
            5. Знай его одного как атмана, его, в кого вплетены небо, земля и воздушное пространство, а также мысль вместе со всеми пранами. Отвергни другие речи. Он — мост к бессмертному.
            6. Где жилы в теле сходятся вместе, подобно спицам в средине колеса, там внутри он движется, становясь многоразличным. Размышляй о слоге ОМ как об атмане. Будь счастлив, достигая другого берега тьмы.
            7. Тот, кто всеведущ, всемудр, кому [принадлежит] это величие на земле, [пребывает] в божественной крепости Брахмана; его опора в небе — атман.
            8. Он состоит из мысли, правит пранами и телом, имеет опору в пище, повелевает сердцем.

Мудрые благодаря знанию хорошо видят [Брахмана] — благоликого, бессмертного, лучезарного.
            1. У того, кто видит высшее и низшее, разрубается узел [его] сердца, рассеиваются все [его] сомнения, свершаются его деяния.
            2. В лучшей, золотой сокровищнице обитает Брахман, незапятнанный, не имеющий частей. Чист он, он свет светов. Это то, что знают знатоки атмана.
            3. Там не светит ни солнце, ни луна, ни звезды, не светят эти молнии. Откуда же этот огонь? Все сияет лишь вослед его сиянию. Его сиянием светит этот мир.

    9[280]

243
            1. Поистине Брахман есть это бессмертное. Впереди — Брахман, позади — Брахман, справа и слева. Он простирается вниз и вверх. Брахман поистине есть все это. Он — величайший.
              1. Когда видящий видит творца золотого цвета, владыку, пурушу, лоно Брахмана, он, будучи знающим, стряхивает [с себя] добро и зло и, незапятнанный, достигает высшего равенства [с творцом].
              2. Поистине он дыхание, ярко сияющее во всех существах. Зная его, мудрый не говорит о чем-либо еще. Таков величайший знаток Брахмана — он развлекается в атмане, отдыхает в атмане и свершает деяния.
              3. Этот атман внутри тела, состоящий из света и чистоты, достигается истиной, тапасом, правильным знанием и постоянной воздержностью. Его видят [люди], владеющие собой, освободившиеся от пороков.
              4. Только истина побеждает, не ложь. Истиной проложен путь, ведущий к богам, путь, по которому риши, поистине достигшие [исполнения] своих желаний, идут к тому высшему обиталищу истины.
              5. Оно обширно, божественно, с непостижимым обликом, тоньше тонкого. Оно светит дальше далекого и все же оно близко. Оно в тайнике сердца, но его видят и здесь.
              6. Его не улавливают ни зрение, ни речь, ни другие чувства, ни тапас, ни действие, но когда познание ясно, существование чисто, видят его, не имеющего частей, при помощи размышления.
              7. Этот тонкий атман должно понять умом, в коем праны пребывают, имея пять [разных] обликов. Все мысли людей проникнуты пранами. Когда [мысль] чиста, светится этот атман.
              8. Какой бы мир ни представил себе в мысли тот, у кого чистое естество, какие бы желания он ни имел, он достигает этих миров и [исполнения] этих желаний. Поэтому пусть тот, кто желает блага, почитает знатока атмана.

 
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: В. В. БРОДОВ. Древнеиндийская философия. Начальный период. «Мысль» Москва-1963. 1963

Еще по теме 3. [БРАХМАН]:

  1. 1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада
  2.   У ИСТОКОВ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 
  3.   А. ИЗ АЙТАРЕЯ-БРАХМАНЫ 
  4. 17. [ЧТО ЕСТЬ АТМАН? ЧТО ЕСТЬ БРАХМАН?]
  5. 9. [ЯДЖНЯВАЛКЬЯ О СУЩНОСТИ БРАХМАНА]
  6.   [АТМАН ПОСЛЕ СМЕРТИ]  
  7. 1. [БРАХМАН КАК ИСТОЧНИК ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ] 
  8. 3. [БРАХМАН]
  9. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ
  10. БРАХМАН
  11. XXVI. ГЛАВА О БРАХМАНАХ
  12. Высшие касты и миссия брахманов
  13. Аксиома манифестационизма: одно есть другое
  14. 1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада
  15. II.4.1.Философия древней Индии. Эпоха вед и упанишад
  16. Глава 6 Бытие Хайдеггера и Брахман Упанишад, Бхагавадгиты и Шанкары
  17. §1. Упанишады: Брахман как высшая реальность
  18. §2. Бхагавадгита: достижение тождества с Брахманом через бхакти-йогу
  19. §3. Шанкара: освобождение как результат интеллектуальной интуиции