<<
>>

  Диалектизация естествознания  

В течение XVTII-XIX вв. возникает потребность осмыслить взаимосвязь различных физических свойств и процессов, а также их эволюцию. Так, М. В. Ломоносов, а затем А. Лавуазье сформулировали общий физический закон сохранения количества вещества в химических реакциях.
Закон свидетельствует о субстратном единстве мира. Далее объем и содержание этого закона изменились. Ю. Май- ер, Дж. Джоуль и Э. X. Ленц интерпретировали его как закон сохранения и превращения энергии. Это позволяет рассматривать отдельные движения как формы движения вообще, что доказывает динамическое единство мира и создает основу для осознания его эволюции.
Если в начале XIX в. электричество и магнетизм рассматривались как самостоятельные области, то в конце столетия М. Фарадей и Дж. Максвелл не только открыли явление электромагнетизма (ввели понятие электромагнитного поля), но и раскрыли электромагнитную природу света. М. Шлейден и Т. Шванн открыли клеточное строение растений и живых организмов, показав тем самым связь, единство органического мира. В естествознание стала входить идея саморазвития. Начало этому процессу положила работа И. Канта «Всеобщая естественная история и теория неба». Подзаголовок этой работы гласил: «Опыт об устройстве и механическом происхождении мироздания на основании ньютоновских законов». Параллельно Канту французский математик и астроном П. Лаплас выпускает свое «Изложение системы мира». Таким образом, на основании и при помощи законов механики была создана космогоническая гипотеза, которая стала называться гипотезой Кан- та-Лапласа. В ней важно то, что неживая природа рассматривалась в генезисе, в становлении.
Идея эволюции проникала и в другие научные дисциплины. Так, она получила свое подтверждение в работе Ч. Дарвина «Происхождение видов в результате естественного отбора». Развитие рассматривается Дарвином как условие существования вида, способ его бытия. Была создана теория естественного отбора, накопления качеств, полезных для организма в его борьбе за существование. Движущим фактором эволюции, по Дарвину, является межвидовая и внутривидовая борьба.
В XIX в. накапливаются факты, проявляются тенденции, которые невозможно интерпретировать в рамках механистической картины мира. В середине столетия возникла принципиально новая методология, способная выступить на уровне науки своего времени, — материалистическая диалектика. Суть ее выражена в следующем высказывании Ф. Энгельса. На всем протяжении истории философии «философов толкала вперед... не одна только сила чистого мышления, как они воображали. Напротив. В действительности их толкало вперед главным образом мощное, все более быстрое и бурное развитие естествознания и промышленности».24 Материалистическая диалектика позволила выразить исторический философский и научный процесс во всей его сложности, осуществляющийся через борьбу идей, учений, течений, направлений, что, в свою очередь, воспроизводит динамику всех сфер общественной жизни, их взаимосвязь и развитие.
Философия в лице ее выдающихся представителей на полвека раньше собственно ученых указала на тенденцию диалектизации науки. В известных трудах Ф. Энгельса («Диалектикаприроды», «Анти-Дюринг»), К. Маркса(«Ка- питал») была дана всесторонняя оценка идей и законов естествознания с точки зрения диалектического материализма. Однако факт установления диалектизации естествознания не означает еще факта ее осознания учеными.
<< | >>
Источник: Звездкина Э. Ф. и др.. Теория философии/Э. Ф. Звездкина й др. — М.: Филол. о-во «СЛОВО»; Изд-во Эксмо,2004. — 448 с.. 2004

Еще по теме   Диалектизация естествознания  :

  1.   § 4. Проблема научности философского знания  
  2.   §10. Материя  
  3.   Диалектизация естествознания  
  4. ИДЕЯ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ. ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
  5. Разработка диалектического материализма Ф. Энгельсом
  6. Полемика между "механистами" и "диалектиками"
  7. 1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
  8. II.3.3. Общая характеристика античной философии
  9. III.4.5. Третья научная революция. Диалектизация естествознания и очищение его от натурфилософских представлений.
  10. III.5.1. Формирование диалектико- материалистической картины мира
  11. § 2. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  12. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ГАБИТУС НОВЕЙШЕЙ «ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ»