<<
>>

ДИЭРЕЗА

(от греч. ????????? — отдаление, разделение, расчленение, различение), один из технич. методов платоновской диалектики, позволяющий отличать отд. виды один от другого («Софист» 253 d—е), выделять вид и давать ему определение путём дихотомического расчленения рода («Политик» 262 b—е); противоположен методу возведения (????????) к единой идее разрозненного во множестве единичных вещей («Федр» 205 d—е).
Наиболее яркие образцы использования Д. у Платона — в диалогах «Софист» и «Политик». Напр., софистич. иск-во определяется так: творческое иск-во — божественное и человеческое — создающее вещи и их отображения — реальные и призрачные — посредством орудий и подражания — умелого и мнимого — наивного и притворного — перед толпой (ораторское иск-во) и отд. человеком (софистика). Отсюда определение софистики: «творческое человеческое иск-во, создающее призрачные отображения посредством мнимого, причем притворного подражания перед отд. человеком» («Софист» 267 а — 268 с). Аристотель считал, что Д. полезна только для определения существа (??) данной вещи, к-рое невозможно без знания всех существ. свойств вещи, взятых в определ. последовательности («Вторая Аналитика» 96b—97b). Метод Д. вошёл в учебники платоновской философии в среднем платонизме (Альбин) и неоплатонизме («Анонимные пролегомены к платоновской философии»). Знаменитое «древо» Порфирия построено на основе диэре-тич. метода (см. Дихотомическое деление), В этике термин «Д.» применял Эпиктет.

<< | >>
Источник: Федосеев, Ильичев. Философский энциклопедический словарь. 1986

Еще по теме ДИЭРЕЗА:

  1. 3.4. Диалектическое искусство.А. Благо Сократа
  2. 3.4. Диалектическое искусство.
  3. ДИЭРЕЗА
  4. ПЛАТОН
  5. § 15. Варьирование фонем и их нейтрализация.
  6. § 82. Чередование согласных с нулем звука (выпадение согласных, или диэреза).
  7. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
  8. Позиционные чередования звуков (Синтагматические отношения)
  9. ПРОИЗНОШЕНИЕ