Философия и философии
В основе человеческой деятельности лежат определенные фи&лософские взгляды, которыми сознательно или неосознанно, сво&бодно или под давлением внешних обстоятельств руководствуется человек. На протяжении 2500 лет философия была духовным ор&ганом человечества. Все феномены культуры, будь то теория отно&сительности или романы Достоевского, имеют глубокие фи&лософские корни. За логическими и психологическими причина&ми лежат причины духовные, которые можно назвать философ&скими, поскольку философия выявляет их. Методология филосо&фии как раз и состоит в том, чтобы за физическими причинами открывать духовные.
С какого бы вопроса мы ни начинали, задавая в ответ на него более глубокий, неизбежно придем к проблеме: что есть бытие, каково назначение человека и т. п. Философия определяет духов&ное состояние общества, даже если мы это не осознаем. Общество вырастает из духовных плодов национального характера. Какова нация, таковы ее философия и жизнь. Состояние философии оп&ределяет не только нравственный потенциал общества, но его экономические и политические характеристики. Мы живем в та&ком состоянии и в таком обществе, потому что у нас такая фило&софия. Кризис философии порождает экономико-политический кризис общества и человека.
В свою очередь, личность — отправная точка философствова&ния. То произведение может иметь культурное значение, в кото&ром удалось высказать индивидуальность — ум, волю, темпера&мент — и сформулировать собственные цели. «Ведь та философия, которая так важна в каждом из нас, не есть нечто технически определенное, специальное. Она — наше более или менее смут&ное чувство того, что представляет собой жизнь в своей глубине и значении. Эта философия только отчасти заимствована из книг. Она — наш индивидуальный способ воспринимать и чувствовать биение пульса космической жизни»[181].
Философ идет от своей личности и приходит к представлению о мире как целом.
«Философию часто определяли как исследова&ние или как прозрение единства мира»[182]. Мир, философскую кар- тину которого рисуют, — индивидуальный мир. Все, что находит&ся за пределами интереса данной личности, не входит в представ&ление мира как универсума. Каждое Я (под Я понимается целост&ное ощущение личного существования) творит свой универсум. Цель философствования — определение места Я в окружающем мире, а это требует рассмотрения мира как целого, включая гра&ницу между бытием и небытием, ответа на самые трудные вопро&сы, которые ставит перед собой человек, и прежде всего на воп&рос о смысле жизни.
Всякая великая философия, по словам Ницше, «как целое все&гда говорит лишь одно: вот картина всей жизни, и из нее научись понимать смысл твоей жизни. И наоборот: читай лишь свою жизнь и из нее понимай иероглифы жизни в целом»[183]. Второй путь пред&почтительнее, потому что как можно узнать картину жизни, не зная себя. Здесь новое звучание приобретает лозунг древних «По&знай самого себя».
Но все ли, что называют философией, относится к истинной философии, истинной не как дающей объективную абсолютную истину, хотя истинная философия к этому стремится, а, скорее, в смысле понимания истины Гегелем — как соответствующей идее? Для того чтобы разобраться в данном вопросе, надо классифици&ровать все то, что называет себя философией. Истинную филосо&фию следует отличать от недофилософии — направлений, которые представляют собой нефилософский тип мышления либо ставят разум на роль слуги опыта; антифилософии — направлений, кото&рые агрессивно настроены против философии и культуры вооб&ще, вплоть до полного отрицания возможности постижения ис&тины разумом, и которые ставят разум "На положение слуги теле&сной деятельности человека; лжефилософии — направлений, ко&торые сознательно выдают за философию идеологические систе&мы; и, наконец, псевдофилософии — всего того, что качественно не дотягивает до истинной философии. Сложность классифици&рования заключается в том, что системы могут одновременно попадать в разные разделы, и многие из тех, кто называют себя философами и кого называют так, — философы на три четверти, наполовину, треть и т.д.
Трагедия философии в том, что к ней стремятся и в ней мечта&ют проявить себя люди, не обладающие соответствующей подго&товкой и даже просто склонностью и вкусом к философским раз&мышлениям.
Им нужна философия для оправдания амбиций, или из тщеславия, или родом занятий они приводятся к философии, но по недостатку времени, желания или способностей не могут разобраться в ней. Забывают, что философией нельзя заниматься походя, а надо отдать ей себя целиком.
Проясняя желания, философия способствует индивидуальной духовной свободе. Став духовно свободной, личность получает возможность осознать и создать себя как вечное Я. Когда не было свободы, философия давала ее; когда свобода была, давала муд&рость. Она давала то, в чем в данный момент нуждались люди, и чем на более высоком духовном уровне находился человек — тем больше. Философия делает человека свободным, потому что осво&бождает его дух от засилья обыденности и предрассудков века, а только в духе человек и может быть по-настоящему свободен.
Философия учит думать о смысле существования и целостного бытия. Она утверждает ценность не обладания, а вопрошания, которое есть постоянный духовный поиск на пути к горизонту.
Еще по теме Философия и философии
: