Философия и искусство
Если наука выражает общечеловеческую истину в общей фор&ме, философия — в обобщенной форме истину индивидуальную, то искусство — отрасль культуры, в которой индивидуальная ис&тина предстает в форме частного события.
К искусству относят что-либо по различным критериям, одним из которых считается образность. Критерии могут меняться, основным остается инте&рес к произведению. Он означает, что индивидуальная истина создателя находит отзвук в потребителе.Когда говорят, что искусство — мышление в образах, то это свидетельствует о том, что слова в произведениях искусства (в отличие от обыденной речи) способны порождать бесконечное количество образов и вести к обозначаемому ими.
Искусство, впрочем, скорее, создание не образов, а симво&лов, которые не всегда способен понять сам творец. Искусство также не просто мышление, в его создании преобладает действие бессознательной части духа. Мышление и образы свойственны и другим отраслям культуры. Наука тоже форма мышления, приме&няемые в ней наглядные модели — образы, и, стало быть, в ней присутствует мышление в образах. Но чем все-таки искусство от&личается от науки и философии? Произведение искусства в отли&чие от науки имеет преимущественно бессознательную природу (философия сочетает в себе сознательное и бессознательное), а символы искусства более личностны, чем научные (философия здесь занимает промежуточное положение). Искусство остается уникальным, и символы его более сложны, больше требуют при&влечения глубин бессознательного духа, чем абстрактных обоб&щений науки. Искусство позволяет проникнуть в индивидуальный духовный мир, тогда как наука занимается родовым в природе и человеке. В этом плане наука и искусство дополняют друг друга.
Тогда как Гегель стремился привести философию к виду на&уки, Шеллинг считал, что органом философии является искусст&во как творческая сила, основанная на эстетическом акте вообра&жения.
Не просто объяснять, но и не изменять мир (это практи&ческая задача, которую философ выполняет не в своем качестве), а созидать в идеальной форме новый мир через интеллектуальное созерцание старого мира — вот задача философии.Шеллинг прав, различая методы философии и искусства (да и науки, которая, как и искусство, направлена вовне, к эмпирии). Философия меньше, чем наука и искусство, скована опытом и потому ближе к духу, а ее рефлексия глубже и созидательней. Поэт может в 18 лет интуитивно прийти к тому, что философ осознает в 30 лет, а то и позже. Но осознание не менее важно, чем интуи&ция. Оно означает осмысленный подход к бытию.
Художник, как и философ, выражает свои идеи, но главное в его деятельности — создание живого образа (символа), который не смешивался бы с ним самим. Продолжая мысли М.М.Бахтина о соотношении автора и героя, можно сказать, что только героя, т.е. «другого», автор может эстетически завершить. Если же герой будет выражать авторскую концепцию, то эстетического заверше&ния образа не получится и в художественном смысле он останется неполноценным.
Искусство — это творение нового духовного мира (в отличие от технического), а философия — определение и творение смыс&ла его. Поэтому в искусстве необходимо то, что называется вы- мыслом, и посредством его создается живой образ, который со&поставим с автором, но живет своей жизнью. Отдельно от созда&теля живут и философские идеи в их бесплотной форме, и, воз&можно, это имел в виду Гегель, когда говорил о том, что насто&ящая философия может быть только идеализмом.
Для художника обязательно вживание в своего героя, он соз&даст образ, если представит и будет нести в себе «другого» как нечто самостоятельное.
Произведение искусства может быть более или менее филосо&фично. Претендуя на философское значение, оно должно обла&дать определенными свойствами. Во-первых, не относиться ис&ключительно к одному событию (хотя конкретная форма вопло&щения может быть сугубо реалистичной) и иметь выводы, отно&сящиеся к широкому классу разнородных явлений.
Пример: «Чума» Камю. Происходящие в романе события можно рассматривать и как изображение эпидемии чумы, и как аллегорическое видение фашистской оккупации Франции, и вообще как символ совре&менной жизни. В любой из интерпретаций «Чума» говорит об ос&новах человеческого поведения.Второе требование, которому должно удовлетворять филосо&фичное произведение искусства, — изображение крайних поступ&ков или полного следования философским системам, которые как раз и становятся философскими, когда в них какая-либо точка зрения предельно заострена.
Достоевский назвал Тютчева первым поэтом-философом. Само&го Достоевского считали философом. Л.Андреев называл себя бес&сознательным философом. В чем отличительная черта художника- философа? Ответ облегчается тем, что у Достоевского, Тютчева, Андреева есть общие черты творчества, придающие ему философ&ский характер. Это внутренний подтекст, идущий изнутри произ&ведений, но не обильное цитирование модного философа и подве&дение своего произведения под чужую философскую схему.
Произведение искусства можно назвать философским, если оно на пути художественного постижения жизни доходит до глубоких обобщений. Если художник (да и вообще человек) идет от жиз&ни — этого неиссякаемого источника и формирует на основе ее постижения собственный оригинальный взгляд на мир — он фи&лософ.
Есть произведения искусства, в которых, казалось бы, начисто отсутствует философия, но которые своей искренностью, обна&женностью снимают накипь с души, обнажают ее и делают более восприимчивой к проникновению в глубинные тайны бытия. Напротив, порой произведения искусства напичканы философи&ей, но она здесь чужеродное тело. Она утомляет, поскольку спе&циалист видит в ней неудобоваримую мешанину, а обычному чи&тателю она неинтересна. Иногда, однако, заимствование явно, но настолько удачно вплетено в ткань художественного произведе&ния, что представляется оригинальным.
Итак, искусство философично, когда создаваемый им новый жи&вой мир начинает жить своими оригинальными философскими про&блемами.