институция гражданства
Аналогичным образом институция гражданства наполняется специфическим содержанием в различных социокультурных средах. В одном случае она суть способ приобретения индивидами властной силовой защиты или политического патронажа в обмен на лояльность, жертвенную преданность и повиновение; в другом — юридически оформленная связь индивида с государством как средство получения доступа к разного рода благам, позволяющая претендовать на материальную помощь или упрощенные
процедуры в правовой сфере.
Наконец, в эффективно функционирующем гражданском обществе статус гражданина открывает перед человеком возможности самореализации в публичной сфере, облегчает восходящую социальную и политическую мобильность . Статус гражданина является здесь неотъемлемым атрибутом процесса натурализации индивида в культуре данного общества. Он оказывается значимым не столько с формально-правовой стороны, сколько в контексте неформальный социальных связей и отношений. Нельзя не согласиться с Ю.М. Резником в том, что «овладение гражданским действием определенной группы или общности людей характеризует длительный процесс приобщения человека к общеродовым началам социальной жизни посредством деятельностного освоения культурного наследия и принятия всей полноты ответственности за состояние дел. По сути дела, речь идет о гражданской социализации личности» (Резник, 2003, с. 375).Как видим, входя в поле институциональной организации, человек может занять в нем как пассивную, так и активную позицию, выступая как объектом внешнего воздействия структуры, так и субъектом, конструирующим и трансформирующим эту структуру. В массе своей «человек институциональный» предстает как человек политически «опривыченный», действующий автоматически, без какой-либо рациональной рефлексии, повинуясь сложившимся в его культурной среде обынаям и стереотипам. Такой характер политического участия отражает эффективность и глубину воздействия на индивида институциональных программ. Следует подчеркнуть, что алгоритмизированная рутинность политического поведения не является абсолютной, тотальной: традиция участия в выборах не исключает осознанных предпочтений, индивидуальной аргументации принимаемых решений. Вошедшие в бытовой обиход гражданская активность и ответственность, когда человек естественно и спонтанно откликается на социально значимые проблемы, предполагают самостоятельную ориентацию и позиционирование личности. Вместе с тем рациональный выбор в этих случаях совершается в границах массовый ориентаций, оценок и представлений, не ставит под сомнение политические институты и порядок их функционирования.