<<
>>

2 . Интеллектуальный прорыв :ОСОЗНАНИЕ РОЛИ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

В Новое время идейно-политическое обоснование эта трансформация получила в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, а затем и других мыслителей того периода. Их заслуга состояла в обосновании тезиса, согласно которому, несмотря на тесную взаимосвязь общества и государства, они составляют самостоятельные и автономные сферы человеческой деятельности, интересы которых зачастую могут не совпадать друг с другом. На этом основании были сформулированы идеи о разделении общества и государства, социальной, экономической и политической сфер, как самостоятельных, хотя и тесно связанных между собой областей деятельности людей.

Это новое мировоззрение перевернуло весь строй миропонимания людей, трактовки ими места и роли человека в обществе и государстве, отношении человека к обществу и госу-дарству, с одной стороны, общества и государства — с другой.

В разработке и утверждении этих идей в конце XVIII — начале XIX в. ключевую роль сыграли отцы-основатели классического либерализма А. Смит, Д. Риккардо, Ж.-Б. Сэй и их пос-

ледователи. Они объявили центральной единицей общественного организма, главным субъектом социальной деятельности отдельно взятого человека. Было заявлено, что социальные ценности представляют собой не что иное, как общепризнанные и поддерживаемые всеми членами общества индивидуальные ценности. Социальные процессы и ценности определяются характером вза-имодействия между отдельными членами каждой социальной группы. Провозгласив неприкосновенность частной собственности, капитализм сделал ее основой индивидуальной свободы, а рынок с его основополагающим принципом свободной конкуренции — полем свободного выбора индивидуальных участников рыночных отношений. Было заявлено, что именно на рынке в процессе взаимоотношений между отдельными субъектами экономической деятельности и рыночных отношений формируется механизм саморегуляции, которым А. Смит назвал «невидимой рукой». Считалось, что этот механизм без всякого вмешательства какой-либо внешней силы, прежде всего государства, действует подобно законам природы и определяет основные направления и тенденции общественного и, прежде всего, экономического развития.

С разграничением экономической, социальной и политической сфер в качестве самостоятельных, хотя и теснейшим образом связанных между собой областей жизнедеятельности людей, возникли понятия «экономический человек», «социологический человек», «политический человек» и т.д. и концепции, призванные объяснить выражаемые ими феномены. Среди них центральное место заняла концепция «экономического человека», особенно у приверженцев классической и неоклассической школ. Этому в значительной степени способствовал тот факт, что для разграничения экономической, социальной и политической сфер друг от друга, и, в свою очередь, от государства, ключевое значение имели возникновение института частной собственности, демонтаж институтов и механизмов внеэкономического принуждения, формирование и утверждение принципов и структур рыночной экономики, прежде всего свободной конкуренции, которые оказали определяющее влияние на весь ход развития западной цивилизации.

В данной связи симптоматично, что одной из первых среди современных научных дисциплин на передний план выступила

политическая экономия, особенно после выхода в свет знаменитой книги А. Смита «О природе и причинах богатства народов» в 1776 году. Если сам А. Смит являлся профессором моральной философии, то сферу научных интересов политических философов, экономистов и социальных теоретиков начиная с конца XVIII в. и на протяжении почти всего XIX столетия нередко определяли как предмет «политической экономии».

<< | >>
Источник: под ред. д-ра экон. наук О.В. Иншакова. Homo institutius — Человек институциональный : [монография] / под ред. д-ра экон. наук О.В. Иншакова . — Волгоград : Изд-во ВслГУ,2005. — 854 с.. 2005

Еще по теме 2 . Интеллектуальный прорыв :ОСОЗНАНИЕ РОЛИ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА:

  1. Глава 11ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДУХОВНОСТИ РУССКОГО НАРОДА
  2. 2 . Интеллектуальный прорыв :ОСОЗНАНИЕ РОЛИ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА
  3. Глава 3. Европа и славянский мир
  4. 1.11. По здравому смыслу и вопреки ему
  5. Античная философия
  6. Проблемы онтологии Субстанция и бытие
  7. ЧЕЛОВЕК И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
  8. МИСТИКА И МЕТАФИЗИКА. ФИЛОСОФСКОЕ «ПОЛЕ НАПРЯЖЁННОСТИ»
  9. Учение об отрешённости как антропософский модус метафизики Мастера Экхарта
  10. Преломление идейных основ учения Мастера Экхарта в философской школе немецкой мистики
  11. § 5.1. Метафизическое измерение глобализации
  12. Глава 7. Основные формы переходного периода и пути их реализации
  13. Глава 12. Заключительные метафоры