<<
>>

2. Иррационализм

В 30-40-е гг. XIX в. произошли важные события в европейской философии. Казавшаяся многим вершиной философской мысли логизированная гегелевская школа распалась. И хотя установки рационализма продолжают оказывать свое влияние на развитие философского процесса и поныне, к середине XIX в. в развитии западноевропейской философии происходит серьезный сдвиг. На передний план выступают иррационалистические концепции.

Утверждение философского иррационализма происходило по мере разочарования широких масс людей в тех идеалах, которыми оперировал философский рационализм.

Люди перестали видеть в мировом историческом процессе проявление и осуществление высшего разума. В философии, литературе, искусстве того времени утверждается мысль о беспочвенности и тщетности всех упований человека на то, что познание его закономерностей может дать человеку надежную ориентацию в действительности. Истолкование человека как средства для "мирового духа", абсолютизация всеобще-абстрактного в ущерб индивидуальности вызвали в европейской философии прямо противоположную тенденцию - поворот к проблемам "живого", "конкретного", человеческого существования. Неверие в конструктивно - сознательные силы человека, исторический и социальный пессимизм, скептицизм - таковы основные черты умонастроения второй половины XIX-XX вв., которые легли в основу иррационализма как философского направления современной западноевропейской философии.

Понятие: иррационализм (лат. irrationalis - неразумный). Философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления, признающего основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п.

Иррационализм считает действительность хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая, воле.

Шеллинг называет иррациональным непостижимый в вещах базис реальности, то, что не поддаваясь решению с помощью величайших усилий рассудка, тем не менее вечно остается в основе.

Из этого внерассудочного родился рассудок в собственном смысле. В зависимости от того, какое конкретное начало объявляется сущностной характеристикой субъекта, и какая интерпретация этому началу, в философской литературе возникают различные системы и школы иррационализма: философия воли", "философия жизни", экзистенциализм.

<< | >>
Источник: Апрелева В.А.. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя»,2006. – 633 с.. 2006

Еще по теме 2. Иррационализм:

  1. Иррационализм
  2. ИРРАЦИОНАЛИЗМ
  3. Иррационализм
  4. 1. Иррационализм
  5.   3. Иррационализм как способ философской объективации мистики  
  6. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ИРРАЦИОНАЛИЗМ ЛЬВА ШЕСТОВА
  7. В.Н. Горан, М.Н. Вольф, И.В. Берестов, Е.В. Орлов, Е.В. Афонасин, П.А. Бутаков. Рационализм и иррационализм в античной философии: монография / В.Н. Горан, М.Н. Вольф, И.В. Берестов, Е.В. Орлов, Е.В. Афонасин, П.А. Бутаков; отв. ред. др. филос. наук В.Н. Карпович; Рос. акад. наук, Сиб. отдние, Инт филос. и права.  Новосибирск: Издво СО РАН,2010.  396 с., 2010
  8. (Рационализм и иррационализм как философскомировоззренческие ориентации: гносеологическое содержание, онтологические и ценностные основания)
  9. РАЦИОНАЛИЗМ И ИРРАЦИОНАЛИЗМ В РАННЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  10. § 2. Онтологический протодуализм и тенденция иррационализма в пифагорейском учении
  11. Глава IV.РАЦИОНАЛИЗМ И ИРРАЦИОНАЛИЗМ В УЧЕНИЯХ СОКРАТА И ПЛАТОНА
  12. § 2. Дуалистическая онтология и тенденция иррационализма в философии Платона
  13. ИРРАЦИОНАЛИЗМ
  14. 2.ИРРАЦИОНАЛИЗМ ШЕСТОВА