И. Кант
Агностицизм Юма, поставивший под вопрос обоснование воз&можности объективного научного познания, стимулировал созда&ние трансцендентальной философии Иммануила Канта (1727—1804). Декарт и Спиноза имели отправной точкой систему Аристотеля, в соответствии с которой идеи находятся в самих вещах, и нечто устойчивое назвали субстанцией. Критика этого понятия Локком, Беркли и Юмом оказалась близка западному желанию перенести все определяющее в познании внутрь человека как субъекта. Поч&ва для системы Канта, в которой человек не просто исходный пункт познания, как у Декарта, но формирует его результаты сво&ими внутренними характеристиками, была подготовлена.
Развитие новоевропейской философии строилось на трех ос&нованиях: общей логики развития философии; логики ее разви&тия в пределах данного круга; национальных особенностей наро&дов Европы. В соответствии с этим Кант (как и Платон, синтези&ровавший главные из предшествовавших ему взглядов) соединил континентальный рационализм с английским эмпиризмом, взяв от первого представление о самостоятельности и автономности разумного в человеке, а от второго — опыт как критерий истин&ности суждений об окружающем мире.
Попытку синтеза рационализма и эмпиризма предпринял Лейб&ниц, добавив к локкову «нет ничего в интеллекте, чего не было бы в опыте» свое «кроме интеллекта». Оставалось выяснить, что же есть разум, и это взял на себя Кант.
Декарт говорил о врожденных идеях, Лейбниц — о врожден&ных принципах. Кант обобщил эти взгляды в представлении об априорных (доопытных) формах восприятия и мышления. Таким образом, разум как бы предрасположен к выводу о необходимой связи. «Лишите материю всех ее представимых качеств, как пер&вичных, так и вторичных, и вы до некоторой степени уничтожи&те ее, оставив только какое-то неизвестное, необходимое нечто, в качестве причины наших восприятий»1. Это нечто Кант назвал «вещью в себе».
Еще по теме И. Кант
: