Мир идей
В стране идей все совершенно, прекрасно и неизменно; и каж&дая идея представляет собой вечный образец того, что произво&дит природа. «У Платона отношение идеи и материи мыслится как отношение отца и матери, а возникающее от этого брака детище есть любая реальная вещь»[78]. Каждая идея представляет собой иде&ал, к осуществлению которого следует стремиться на Земле. Для того чтобы лучше понять связь между идеей и идеалом, предста&вим круг. Каждый реально изображенный круг есть большее или меньшее приближение к некоему одному, существующему в на&шем воображении идеально круглому кругу, который и есть его идея. Платон соглашается с Гераклитом, что в нашем мире все течет и изменяется, но мир идей неизменен, как неизменны боги.
Величие Платона в том, что он построил свое учение на всем материале предшествовавшей философии. Помимо взглядов Ге&раклита и Сократа он использовал представление Демокрита о том, что все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц — атомов (Демокрит обозначал их также словом «идея»); учение Пифагора о том, что в основе вещей лежат числа; учение Анакса&гора о гомеомериях (идеи подобны вещам, хотя нечувственны и идеальны в том смысле, что являются «образцами» вещей). Тем самым Платон осуществил глубокий и всесторонний синтез древнегреческой философии.
Мир идей нужен был Платону для обоснования возможности познания вещей в мире, в котором «все течет и все изменяется» (Платон соглашался с Гераклитом, что дважды нельзя войти в одну и ту же реку). Платон соединил диалектику Гераклита с по&нятиями Сократа и атомами-идеями Демокрита.
Выделив чувствен&ный и умопостигаемый миры, Платон придал первому свойство становления, а второму — подлинного существования. «Прежде всего, по моему мнению, надо различать: что всегда существует и никогда не становится и что всегда становится и никогда не су&ществует»[79]. Платон сделал это, чтобы решить спор между Герак&литом и Парменидом без отрицания одной из реальностей — пу&тем построения иерархии, в которой один мир — умопостигае&мый — предстал более истинным и первичным, а второй — про&изведением первого. Получилась стройная система, первая в исто&рии философии. Аналог чувственного и умопостигаемого — соот&ветственно люди и боги. Первые смертны и изменчивы, вторые неизменны и вечны. Очевидны параллели Платона и индийской мудрости. Мир идей, как и Единое древних индийцев, не только потусторонен, но представляет собой — как мир идеальных об&разцов — совершенную реальность.Синтез Платона показал, что предшествующие философы не только спорили, но вносили свой вклад в создание в дальнейшем некоей целостности, оправдывая пословицу, что в спорах рожда&ется истина. Не во всех, конечно, спорах, а в тех, которые вдох&новлены именно поисками истины как высшего блага, а не стремлением одержать победу над противником и прославиться.
Мир идей нужен был еще и потому, что этим Платон объяс&нял убеждение Сократа, что все люди приходят к одинаковым мыслям — ведь идеи по природе своей одинаковы для всех и со&держатся в одном месте, откуда люди и получают их. Наконец, есть еще одна причина, вызывающая необходимость мира идей.| Платоновское учение характеризует страстное влечение к идеаль&ному сверхчувственному миру («платоническая любовь») и стрем&ление сделать действительность насколько возможно полным от&ражением идеала (из-за чего он чуть было не поплатился жизнью, пытаясь создать идеальное государство).