Душа
Душа способна к созерцанию мира идей и к воспоминанию о своем пребывании в нем, и благодаря этому идеи становятся до&ступны человеку. Представление о знании как воспоминании кон&кретизирует сократовский метод майовтики. Прежде чем истина появится на свет, она уже существует в душе, и остается только помочь ей «родиться».
Мысли Платона могут показаться нынешнему читателю не&обычными, однако безотносительно к представлению о душе на&личие врожденного знания (существующего в виде инстинкта) подтверждает современная генетика.
Душа, по Платону, состоит из разумной, страстной и вожде&ленной частей. Она подобна колеснице, управляемой возничим — разумом и запряженной двумя крылатыми конями — страстью и вожделением. Государство также должно состоять из трех частей: классов правителей, воинов, ремесленников и земледельцев. Трем частям души и трем классам общества — каждому присуща своя из трех добродетелей: мудрость, мужество и умеренность. Гармо&нию всех трех устанавливает четвертая добродетель — справедли&вость. Наибольшее благо в душе человека и в государстве — это единство и гармония, а наибольшее зло — раздор.
В своих этических воззрениях Платон исходил из предположе&ния Сократа, что добродетель как положительное нравственное качество и знание тождественны и, чтобы правильно вести себя, достаточно знать, что хорошо и что плохо.
Считая, вслед за Со- кратом, что высшая добродетель — мудрость, Платон ставит ря&дом и другие добродетели и дает классификацию четырех основ&ных добродетелей, которые он нашел в народном сознании. Вводя добродетели, относящиеся к сфере чувств, Платон обогащает этику (мотивами поведения человека, но еще ограничивает себя по ме&тодам нравственного совершенствования, замыкаясь в сфере ра&зума. Впоследствии Аристотель разовьет эти мысли.Платон представлял главную линию учеников Сократа, и он существенно расширил и обосновал основные положения фи&лософии своего учителя. Но от Сократа берут начало и школы (прежде всего этические), которые развивали какое-либо одно из положений учителя, часто абсолютизируя и доводя его до абсурда. Одна из проблем, которую пытались решить эти школы, — проблема счастья. В чем оно? Удовольствие не может иметь абсо&лютной ценности, так как рождает все новые желания — и так до бесконечности. Стремление к удовольствиям должно подчи&няться разуму и добродетели. Платон дает такую формулу счастья: гармония знания и наслаждения по правилам меры, истины и красоты.