Особенности русской философии
Философия каждого народа определяется рядом обстоятельств, среди которых немаловажное значение имеет национальный ха&рактер. Мы это отмечали на примере Индии, Китая, Греции, Рима, европейских и мусульманских народов.
Не составляет исключения и Россия. В России в отличие от Греции или Германии философия никогда не была главенствующей отраслью культуры, поэтому ее развитие шло в русле задач, поставленных другими отраслями. В Средние века в Европе философия была служанкой религии, и то же самое было в России в течение продолжительного времени с самого возникновения русской философии и до XIX в. Большая продолжительность этого периода связана с тем, что если в Евро&пе после эпохи Возрождения главной отраслью культуры стала наука и философия обратилась к решению проблем познания, то в России этого не произошло — наука в России получила разви&тие только в послепетровское время, а точнее, во второй полови&не XVIII в. Соответственно философия познания возникла позднее, чем в Европе. Русская философия сохранила преимущественно религиозное направление до начала XX в., когда это направление было наряду с другими разгромлено пришедшими к власти боль&шевиками, а виднейшие русские философы — Бердяев, Булгаков и другие — были высланы из России (что не помешало им разви&вать религиозную философию в эмиграции) или репрессирова&ны, как Флоренский.Особенностью русской философии также была ее нацеленность на проблемы этики, что отнюдь не противоречило ее преимуще&ственно религиозному характеру. Это заметно уже в первом рели&гиозно-философском произведении «Слово о Законе и Благода&ти» и сохранилось тогда, когда после церковного раскола религи&озная направленность философии стала ослабевать. В этом смысле для русской философии характерно то же, что и для русской ли&тературы, которая также отличалась своей этической направлен&ностью.
Другой особенностью русской философии был ее акцент на социальную проблематику. Это проявилось со времени зарожде&ния идеи Москвы как «третьего Рима», с которой связывают фор- мирование русской идеи как таковой. Ориентация на социальные проблемы способствовала тому, что после разгрома большевика&ми русской религиозной философии философия из служанки бо&гословия в СССР стала служанкой идеологии и осталась таковой до 1991 г. Советский этап можно назвать вторым этапом развития русской философии, из которого ныне она перешла в третий, не получивший пока четких очертаний.