Особенности средневековой философии
Средневековая философия возникла после крушения Римской империи. Культурные периоды, однако, не совпадают точно с периодами историческими. Хотя Рим был захвачен варварами в 476 г., средневековая философия в соответствии с ее главной осо&бенностью — тем, что это религиозная философия (христианская и затем мусульманская), — начинается раньше, с того времени, когда в пределах и за пределами Римской империи стало утверж&дать себя христианство, победившее в конце концов и подчинив&шее себе античную культуру.
Античная культура пришла в упадок не только из-за нашествия варваров, но и потому, что античный разум, стоявший в центре ее, не смог обосновать возможность и неизбежность посмертного вознаграждения за муки жизни, уча преодолевать их или уходить от них в небытие.
Результатом могло быть внутреннее удовлетво&рение, достигаемое усилием воли. Но чем труднее земное суще&ствование, тем большего хочется иметь после него. Рационализм не оправдал надежд. И именно в этот период засиял новый мощ&ный источник духовного света — христианство. Не проводя его детального анализа, скажем только, что на место разума пришла вера, на место наслаждения — любовь к Богу, на место гордости — смирение.Христианство стало религией верящих в Бога и жаждущих от&дохновения людей. Не только нечего бояться после смерти (как у Эпикура), но там-то и ждут высшие блага. Это понравилось боль&ше, чем эпикурейство, хотя от земных радостей отказываться спе&шили не все.
Чтобы уяснить различия между античной философией и хрис&тианской религией, сравним проповедь Христа со спорами Со- крата. Главный тезис Сократа — «Познай самого себя». Знание для Сократа тождественно добродетели, поэтому само познание себя автоматически ведет к праведности. Последующие античные фи&лософы отказались от данного тождества, а христианство нача&лось с противопоставления разума и добродетели. Нравственная цель и Христа, и Сократа — праведная жизнь, но пути ее достиже&ния различны: в одном случае — познание человека, в другом — познание Бога.
Это уже иная отправная точка, чем у философии.
Показателен в этом смысле вопрос Пилата, обращенный к Христу: «Что есть истина?» Прокуратор Иудеи, образованный античный человек, хотел вступить в философский спор, но для Христа истина со&всем не то, что для Пилата. Это не понятие, которое надо точно определить и потом уже спорить о нем по определенным прави&лам. Ответ Иисуса Христа: «Я есмь путь и истина». Истина стано&вится личностью, не объектом мысли, а предметом веры.Однако по мере универсализации христианства перед его про&поведниками вставало все больше проблем, разрешить которые было нельзя без обращения к интеллектуальному потенциалу, выработанному в языческие времена, в том числе и к античной философии.
На смену борьбе философии и религии пришла эра их сотруд&ничества, и результатом стало создание религиозной философии. Основным импульсом религиозной философии является стремле&ние человека к Богу, а основной задачей — рациональное обо&снование теологических истин. В этом симбиозе философии и ре&лигии философия играла подчиненную роль и была объявлена служанкой богословия.
Философия Средних веков — служанка и помощница религии, имеющая значение не только для обоснования религиозных ис&тин, но и для прихода человека как личности к Богу. Она откры&вает путь к Богу для рационально мыслящего человека. В этом одна из задач философии как таковой и главная задача религиозной философии.
Основы религиозной философии заложены двумя мыслителя&ми, которые имели для нее такое же значение, как Платон и Аристотель для античной философии. Первый из них — Августин Блаженный, признанный святым в католичестве.