Августину принадлежит обоснование необходимости церкви в трактате «О граде Божьем».
Находясь под влиянием Платона, Ав&густин трансформировал его представление о двух мирах — мире идей и чувственном мире — в представление о «двух градах» — граде Божьем и граде Земном. В отличие от мира идей Платона град Божий есть нечто находящееся и укрепляющееся на самой земле и становящееся церковью. Августин, таким образом, об&основал необходимость церкви, конкретно Римской католичес&кой церкви.Важнейший вопрос, который пытался разрешить Августин, — о соотношении судьбы и свободной воли человека. Этот вопрос воз&ник с тех времен, когда развились астрология, различные формы гаданий, определений характера и т.д. Этические следствия из него вызвали резкие споры между стоиками и эпикурейцами. В христи&анстве этот вопрос — в виде соотношения свободной воли чело&века и благодати Божьей (и в более общем плане — соотношения религии и морали) — впервые осмыслен Августином.
Человек обладает свободой воли, но она, как все остальное, даруется человеку Богом в знак его благорасположения, ожида&ния выбора человеком по собственной инициативе верного пути. Свобода воли, однако, может увести человека ко злу, которое происходит от извращения божественных предначертаний.
Благодать — дар Божий. Каждый получает свое дарование (та&лант), свою степень поддержки от Бога. Человек действует по сво&ей воле, но так как в основе ее лежит божественная благодать, то все заслуги — от Бога. Такова мысль Августина. Поэтому нет смыс&ла кичиться своими достижениями и проявлять гордыню, как свой&ственно стоикам, а, наоборот, надлежит быть смиренным.
Источ&ник морали — в духе, как и полагали стоики, но зиждется он на осознании собственной греховности. Собственные заслуги чело&века — зло. Если же они добрые, то даны от Бога. Мы обращаемся к Богу нашей волей, дарованной им, а он к нам — своей благо&датью. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение», — проповедует Августин. Без божественной благодати человек не способен на великие поступки. Пользоваться земными благами, но не радоваться им — этический принцип Августина.Второй важный вопрос, связанный с предыдущим, — о том, к кому обращена божественная благодать. Дается ли она за опреде&ленные заслуги как награда за добродетельное поведение? Нет, отвечает Августин, возражая тем, кто полагал, что божественное воздаяние соразмерно делам человека. Благодать не может быть воздаянием за заслуги; это противоречит ее определению. Тогда это был бы не дар, а долг. «Благодать не от дел, чтобы никто не хвалился»1. Она дается не во искупление грехов, а для праведной жизни и тому, кому Бог пожелает (может быть, и грешнику) — как проявление любви, а не как вознаграждение. «Возмездие за грех — смерть»[121]. Наказание же ждет человека не здесь, а на Страш&ном Суде.
Еще один вопрос — о том, откуда берется зло. Он особенно важен в христианстве, поскольку Бог всемогущ и всеблаг. Зачем он допускает зло в мире? Если он не может ничего с этим поде&лать, то он не всемогущ; если не хочет, то не всеблаг. Августин в молодости был сторонником учения манихеев, последователей проповедника Ману, который в соответствии с древнеперсидской религией — зороастризмом — утверждал, что в мире существуют две противоборствующие силы, два войска — добра и зла, кото&рые находятся между собой в непрерывной борьбе. Как христиа&нин, считавший, что все происходит по воле Бога, Августин не мог допустить, что Бог создал зло, и полагал, что оно результат свободной воли человека, который сам выбирает свой путь в жиз&ни. Зло наказуется и поэтому необходимо для постижения боже&ственной справедливости.
Вслед за апостолом Павлом Августин считал основополагаю&щими принципами христианства веру и любовь.
«Дела от веры, а не вера от дел»[122]. Все — средство на пути к цели — любви к Богу.Итак, по Августину, «все, что существует, есть добро». На че&ловеческом уровне добро — результат свободного решения чело&века. Грех, зло — это отсутствие добра, отступление от предписа&ний Творца, неправильное употребление свободной воли, дан&ной человеку для исполнения заповедей Бога.
Если у'стоиков мораль была главной характеристикой человека и замыкалась на него, у Августина ее основа переносится в над&звездные сферы. Не человеку различать добро и зло в высшем смыс&ле этих слов — так можно интерпретировать притчу о запрете Адаму и Еве есть плоды с дерева познания добра и зла. Воля Бога, кото&рый выше добра и справедливости, — высшее благо. Так как мо&раль исходит от Бога, Бог не может быть связан ее нормами.
Августин явился родоначальником направления в христиан&ской философии, которое господствовало в Западной Европе вплоть до XIII в.