<<
>>

  Секст Эмпирик  

Скептики противостояли стоикам и эпикурейцам в Риме, как и в Греции, и значение их возрастало по мере ослабления твор&ческих потенций философии. Скептицизм является неизбежным спутником рациональной мудрости, как атеизм — спутником ре&лигиозной веры, и он только ждет момента ее ослабления, как атеизм — момента ослабления веры.

От древнегреческих скептиков остались обрывки работ.

Секст Эмпирик (конец II —начало III в. н.э.) дал законченное учение с развернутой критикой представителей других направлений. Он проделал такую же обобщающую работу, как Лукреций по отно&шению к Эпикуру.

В представлении об относительности добра и зла Секст находит свои преимущества. Отказ от представления о всеобщем благе де&лает человека более устойчивым к общественному мнению, но в отсутствие главной индивидуальной цели, подчиняющей себе все прочие, человек в суете обстоятельств теряет уверенность в себе и устает от выполнения мелких целей, зачастую противоречащих друг другу и лишающих жизнь смысла. Сам скептик как философ должен считать мудрость благом.

Секст дает исчерпывающую сводку скептических выводов и учений. Мы находим у него логические парадоксы типа «я лжец», свидетельствующие о том, что мышление в принципе не может быть строго логическим и избежать противоречий. «Я лжец», — заявляет человек. Если это так, то его утверждение не может быть истинным, т.е. он не лжец. Если же он не лжет, то его слова спра&ведливы, и, стало быть, он лжец.

Встречаем мы у Секста парадоксы, связанные с качественны&ми изменениями вещей, например парадокс «зерно и куча», при&писываемый философу мегарской школы Эвбулиду из Милета (IV в. до н.э.): «Если одно зерно не составит кучи, и два не соста&вят кучи, и три и т.д., то никогда не будет кучи»1. Здесь можно сказать о непонимании того, что для современной науки очевид&но, — появления новых свойств у более сложных вещей.

Отрицая их, Секст доказывает, что если часть не обладает каким-либо свой&ством (буква не обозначает вещь), то не обладает этим свойством и целое (слово). Секста можно поправить в соответствии с совре&менной наукой, но краеугольные камни скептицизма остаются.

Диоген Лаэртский считал скептицизм направлением, прони&зывающим всю античную философию. Древние греки уделяли боль&шое внимание логическим затруднениям, потому что для них наи&большее значение имели рациональные аргументы, и парадоксы привлекали возможностью их разрешить, что оказывалось порой безуспешным.

Однако если все отрицать, то ни о чем невозможно говорить. Это заставляет все же делать положительные утверждения. Если я не знаю, знаю ли я что-либо, то, может быть, я все же что-то знаю? Последовательный скептицизм открывает путь вере.

Заслуга скептиков — в попытке определить пределы рацио&нального мышления с тем, чтобы узнать, что можно ждать от философии, а чеГо нельзя. Недовольные рамками, в которых функционирует разум, обращались к религии. Подрывая автори&тет разума, скептики тем самым подготовили наступление хрис&тианства, для которого вера выше разума. Несмотря на усилия Эпикура и стоиков, оказалось, что страх смерти не победить ра&зумными доводами. Распространение христианства вызвано всей логикой развития античной культуры. Людям хочется счастья не только здесь, но и после смерти. Ни Эпикур, ни стоики, ни скеп&тики не обещали этого. Встав перед дилеммой: разум или вера, — люди отвергли разум и предпочли веру, в данном случае христи&анскую. Отвернувшись от рациональной мудрости, более молодое и уверенное в своих силах христианство победило античную фи&лософию. Последняя почила, как мудрый старик, уступающий место новому поколению.

С конца II в. христианство завладевает умами множества людей. Можно сказать, что христианство победило самую могуществен&ную в истории человечества империю, а единственный в истории император-философ Марк Аврелий потерпел сокрушительное ду&ховное поражение.

Почему это произошло? Ослабление творче&ских потенций античной философии, изменение духовного кли&мата и социальных условий жизни тогдашнего общества привели к триумфу христианства. Философия была сначала низвергнута, а затем использована для нужд религии, превратившись на 1500 лет в служанку богословия.

Контрольные вопросы

  1. Каковы основные идеи поэмы Лукреция «О природе вещей»?
  2. Каковы основные идеи «Нравственных писем к Луцилию» Л. А. Се&неки?
  3. Что необходимо, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным?
  4. Каким должен быть человек, по Марку Аврелию?
  5. В чем специфика и значение древнеримской философии?
  6. В чем сходство и различие между римскими стоиками и эпикурейцами?
  7. В чем сходство и различие между древнегреческими и древнерим&скими стоиками?
  8. Каковы основные постулаты античной этики?
  9. Каково общее значение античной философии?
  10. В чем значение философии Секста Эмпирика?
  11. В чем принципиальные отличия античной философии от индий&ской и китайской?

Рекомендуемая литература

Антология мировой философии: В 4 т. / Ред.-сост. В. В. Соколов. — М., 1969.-Т. 1.-Ч. 1.

Вундт В. Введение в философию. — СПб., 1903.

Лосев А. Ф. История античной философии. — М., 1989.

Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика I —II вв. н.э. — М., 1979.

Лукреций Кар. О природе вещей: В 2 т. — М., 1946. — Т. 1.

Марк Аврелий. Размышления. — J1., 1985.

Рассел Б. История западной философии. — М., 1959.

Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т. — М., 1975, 1976.

Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. — М., 1977.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. — М, 1991.

 

<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме   Секст Эмпирик  :