<<
>>

  Скептицизм  

Философия XX в., как позднеантичная и ранневозрожденче- ская, вернулась к человеку. На вершине развития научной и тех&нической мысли философия в лице Хайдеггера и Швейцера призы&вает человека вернуться к бытию и ответственности за мир и пове&дение в-нем.
Одновременно потребительству и агрессии противо&поставляется раскрытие внутренних потенций человека, т. е. то же бытие в человеческом измерении.

Если самое влиятельное направление отказывается от решения вопроса о смысле жизни и утверждает абсурдность бытия — это кризис. Справедливо или нет утверждение Хайдеггера, что поня&тийное мышление исчерпало себя и требуются иные формы по&знания, — это свидетельство того, что философия завершила еще один круг развития. Своим «вопрошанием» философия вернулась к Сократу, но Хайдеггер тянет ее дальше и прямо заявляет, что хотел бы конца философии вообще. Философия пришла к само&отрицанию вслед за тем, как европейская культура, по Хайдегге- ру, — к нигилизму.

Провозгласив возврат к античной культуре, деятели Возрож&дения способствовали восстановлению преемственности в фило&софии. Призвав вернуться к досократикам, Хайдеггер поставил под вопрос философию как таковую, завершая не только ее от&дельный этап, но философию в целом. Антиинтеллектуализм (скеп&тическое отношение к разуму как к таковому) прагматиков, пси&хоаналитиков, экзистенциалистов и неопозитивистов — реакция против рациональных основ философии Нового времени. Появля&ется много интересных частных направлений, но теряется целост&ность видения мира.

Камю говорил о трагедии разума, который в отсутствие веры не смог найти потерянный смысл жизни. Если Новое время нача&лось с сомнения в доводах веры, то XX век усомнился и в доводах разума. Европейская философия дошла до скептицизма и песси&мизма, и завершение ее круга — третьего после античного и хри&стианского — неслучайно совпало с мировыми войнами, разгу&лом тоталитаризма и экологическим кризисом.

Роль скептиков, отрицающих метафизику, сыграли неопози&тивисты, которые побивали философию наукой с ее требованием эмпирической проверяемости, прагматисты с их заменой истин&ности на полезность, психоаналитики с их заменой сознания под&сознательным, экзистенциалисты с признанием истинным того, что личностно значимо для индивида. Если нет логики истории, на которую рассчитывал XIX век, значит, все случайно: и в чело&веческой жизни, как считает экзистенциализм, и в природе, как считают неопозитивизм и современная методология науки.

Контрольные вопросы

  1. Как в XX в.
    решается проблема историзма в философии?
  2. Что такое экзистенция?
  3. Как понимал экзистенциализм проблему свободы и становления личности?
  4. В чем различие в понимании гуманизма Хайдеггером и Сартром?
  5. В чем основное философское значение психоанализа?
  6. Что нового внес в психоанализ Юнг?
  7. Каковы основные характеристики двух моделей поведения по Фромму?
  8. Каково соотношение опыта и веры в теории познания XX в.?
  9. Каковы основные исходные предпосылки и выводы прагматизма?

10. В чем проявился скептицизм в философии XX в.?

Рекомендуемая литература

Камю Л. Бунтующий человек. — М., 1991.

Новая технократическая волна на Западе / Сост. П.С. Гуревич. — М., 1986.

Поппер К. Логика и рост научного знания. — М., 1983.

Проблема человека в западной философии / Сост. П. С. Гуревич. — М., 1988.

Самосознание европейской культуры XX в. / Сост. Р. А. Гальцева. — М., 1991.

Сартр Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм. Сумерки богов. — М., 1989.

Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.

Фромм Э. Психоанализ и этика. — М., 1993.

Хайдеггер М. Время и бытие. — М., 1993.

Швейцер Л. Благоговение перед жизнью. — М., 1992.

 

<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме   Скептицизм  :