<<
>>

Постгуссерлевская феноменология

Влияние феноменологии Гуссерля на философию XX в. трудно переоценить. Становление собственно феноменологических сообществ происходило уже в начале XX в., работа крупнейших мировых феноменологических центров продолжается поныне.

Характер и направление исследований, концептуальный аппарат и метод Гуссерля повлияли на оформление и развитие крупнейших философских течений XX в. - экзистенциализма, персонализма, герменевтики и других философских течений во всем мире. Идеи Гуссерля были не только с воодушевлением восприняты и применены, но и, получив оригинальное, творческое развитие, обрели дальнейшую самостоятельную жизнь.

Осуществленный феноменологией Гуссерля способ проблема- тизации отношений между сознанием и бытием получил свое продолжение, переосмысление и дальнейшее развитие в философии ученика Гуссерля Хайдеггера. Разрабатывая идею понимания как способа бытия и рассматривая человека как существо, которое "существует, понимая", Хайдеггер предложил масштабную Аналитику Dasein - человеческого бытия как "присутствия" в модусах его эк-зистенции (выступания в поступке, осуществления возможностей). "Фундаментальная онтология" Хайдеггера существенным образом повлияла на становление концепций французского экзистенциализма.

Французские феноменологи связывают значимость гуссерлев- ской феноменологии с возможностью, прежде всего, эйдетически исследовать способ, каким фактически конституируется эмпирическое сознание и эмпирический опыт. Гуссерлевский метод феноменологической редукции и эйдетической рефлексии, его идеи феномена, феноменологической дескрипции, интенционального анализа жизни субъективности, понятие "жизненного мира" и другие были высоко оценены и восприняты Сартром и Мерло- Понти. Стремясь преодолеть "пропасть между трансцендентальной философией и актуальным, конкретным опытом" (Габриэль Марсель), расширяя материал, в котором исследуются онтологически первичные "синтезы опыта", и привлекая к анализу дореф- лексивный и допредикативный опыт в его разнообразных формах, вплоть до патологического, детского, примитивного опыта и "сознания Другого", Сартр и Мерло-Понти предпринимают реконструкцию гуссерлевского трансцендентального метода.

Эта реконструкция обусловлена расширением сферы его применения и спецификой их собственных, зачастую радикально отличных от гуссерлевских, материала и исследовательских интенций; осуществляется она под знаком расширения и усиления его возможностей как метода понимания и истолкования "конкретного "(мира, ситуации, экзистенциального опыта и "бытия Другого").

Гуссерль, по мнению Сартра, не вполне реализовал возможности своей теории и методологии, недооценив конкретный характер своего понятия интенциональности. Анализируя интенциональное движение сознания, Гуссерль "реконституировал мир вне всякой фактической ситуации", заключил мир в скобки, но вновь эти скобки не открыл. Замыкаясь в cogito, Гуссерль сделал из трансцендентального Эго единственную реальность; определив бытие как "простое указание бесконечной серии операций, которые нужно осуществить", он измеряет бытие познанием, редуцирует бытие к "серии значений" и в принципе не может понять значение "бытия другого", считает Сартр ("Бытие и ничто").

С целью преодоления идеализма Гуссерля, возвращения трансцендентального cogito в реальный мир и описания экзистенциального опыта как "живой событийности" в его уникальной конкретности и "недедуцируемости свободного акта" Сартр модифицирует способ интенционального анализа сознания, разрабатывая метод экзистенциального психоанализа и вводя в феноменологию прагматику. При этом им вводится субординированная понятийная триада:              "фундаментальный проект" как онтологическая

структура субъективности, "изначальное решение" как его конкретная спецификация и "основание для совокупности значений, конституирующих реальность" и, наконец, "эмпирический проект" как внутренняя структура эмпирической ситуации.

Гуссерлевское понятие феномена стало исходным не только для сартровской феноменологической онтологии, но и для "онтологии телесности" Мерло-Понти. Главное отличие гуссерлевской методологии от классической интеллектуалистской рефлексии и урок редукции для Мерло-Понти - невозможность полной редукции и, как следствие этого, производность и зависимость рефлексии от иррефлексивной жизни сознания, от "телесных схем" овладения миром.

В соответствии с этим, Мерло-Понти считает, что феноменологический метод описания позволяет усмотреть подлинное априори не в интеллектуалистских конструкциях, а на уровне феноменального тела и нерефлексируемой деятельности.

Феноменологическая проблематика получает свое развитие по различным направлениям: по линии поиска метафизических оправданий самих принципов анализа феноменов (Е. Финк); феноменологии как метода "познания другого" (Э. Левинас). О "прививке" герменевтической проблематики к феноменологическому методу, способной "обновить" феноменологию на пути соединения археологии, телеологии и эсхатологии говорит П. Рикер ("Конфликт интерпретаций"). Феноменологический метод нашел широкое применение в психологии (А. Пфендер, В. Шапп), психиатрии (Л. Бинсвангер, В. Франкль), этике (М. Шелер, Д. Хильдебранд), эстетике (М. Гайгер, Р. Ингарден, М. Дюфрен), праве и социологии (А. Райнах, Э. Штайн, А. Шюц), религии (М. Шелер, К. Ставенха- ген, Ж. Херинг), истории и метафизике (Л. Ландгребе), философии математики и естествознания (О. Беккер) и др.

Темы для обсуждения

  1. Гуссерлевское понимание исходного смысла, назначения и возможностей философии вообще и феноменологии в частности.
  2. Различие "естественной" и "феноменологической" установок.
  3. Содержание понятий интенция, ноэсис и ноэма в феноменологии Гуссерля.
  4. Цели и место феноменологической редукции в феноменологическом проекте дескрипции жизни сознания.
  5. Содержание понятий временности и горизонтности сознания в феноменологии Гуссерля.
  6. Соотношение факта и сущности в феноменологии.
  7. Содержание идеи "жизненного мира" в философии позднего Гуссерля.
  8. Основные направления современных феноменологических исследований.

Литература

  1. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль. М., 1994.
  2. Гуссерль Э. Феноменология: статья в Британской энциклопедии /

Э.              Гуссерль // Философско-литературный журнал "Логос".1991. № 1.

  1. Гуссерль Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль. Новочеркасск, 1994.
  2. Шелер М. Феноменология и теория познания / М. Шелер // Избр. произведения. М.: Гнозис, 1994. С. 195-258.
    1. ГЕРМЕНЕВТИКА

Герменевтика (греч.: hermeneutike - толкование) как способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования является одним из влиятельных философских направлений философского анализа XX в. Но постановка проблем в современной теории герменевтики остается непонятной без учета предшествующей герменевтической традиции.

<< | >>
Источник: B.C. Стёпин. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / B.C. Стёпин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. - Мн.; РИВШ,2006. - 624 с.. 2006

Еще по теме Постгуссерлевская феноменология:

  1. Постгуссерлевская феноменология