<<
>>

ПРИРОДА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. БИОСФЕРА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Рассматривая природу как среду обитания, последнюю подразделяют на естественную и искусственную. Данное разделение имеет место уже в античности, например в философии Аристотеля, который отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание.

В данном конкретном смысле естественное ассоциируется с природой (гео- и биосферой), а искусственное - с различными сферами деятельности человека и социальной организацией его жизни (социо-, антропо-, техносферой).

В естественной среде обитания человека К. Маркс выделял естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и так далее) и естественные богатства как предметы труда (каменный уголь, газ, нефть, энергия ветра, пара и так далее). Отношения человека с естественной средой обитания зависят как от природных условий, так и от уровня развития материального производства. Поскольку материальное производство является основной формой отношений между человеком и природной средой, а материально-преобразующая деятельность - сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создается искусственная среда обитания человека, или "вторая природа", "неорганическое тело цивилизации" (К. Маркс). В объем данного понятия включается все, что так или иначе произведено человеком: любые неорганические предметы, живые системы, произведенные путем селекции, генной инженерии и тому подобным, общественные отношения.

Преобразующая технология вторгается в естественные процессы и видоизменяет их в соответствии с потребностями человека, замещая естественные элементы среды искусственными. К тому же в XX в. под влиянием генетики формируются представления об организмах как запрограммированных системах, поддающихся перепрограммированию при соответствующих научных и технических методиках. К настоящему времени искусственно созданная человеком техносфера стала сопоставима с биосферой Земли: так, уже известно, что масса всех искусственно созданных предметов и живых организмом (техномасса) значительно превосходит естественную биомассу.

Подобная деятельность обострила характер социопри- родного взаимодействия, и оно приобрело глобальное измерение. Совокупная человеческая деятельность способна коренным образом подорвать природное равновесие биосферы и тем самым привести к гибели человеческую цивилизацию.В этой связи, начиная с конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. по охране окружающей среды, осуществляется поиск новой модели устойчивого развития. Переход на модель устойчивого развития требует учета всех параметров и тенденций социоприродной эволюции - экономических, политических, экологических, психологических и т.п. Так, "Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь" приоритетным объявляет принцип "активной профилактики", обеспечивающий сохранение и регенерацию природно-ресурсного потенциала Планеты, а не постоянно практикуемый - "реагирования и исправления". Планируется создать условия для формирования рынка экотехники, экотехнологий и экоуслуг, повысить уровень экологического образования и воспитания населения и т.д.

Термин биосфера впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Ж. Б. Ламарком в труде по гидрогеологии для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. В конце XIX в. его использовали австрийский геолог Э. Зюсс и немецкий ученый И. Вальтер практически в том же значении, что и Ламарк.

Философский смысл понятие биосферы получило у В. Вернадского, который ввел термин "живое вещество", охватывающий совокупность населяющих Землю организмов, а биосферой стал называть всю ту среду, в которой оно находится. В биосфере существует "пленка жизни" с максимальной концентрацией живого вещества. Между неживыми (косными) природными телами и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванном живым веществом. В этом процессе и связанном с ним движении энергии проявляется планетарное, космическое значение живого вещества, которое связано с тем, что биосфера является той единственной земной оболочкой, в которую непрерывно проникает космическая энергия.

Живое вещество охватывает всю биосферу, создает и изменяет ее, однако, по весу и объему оно занимает ее небольшую часть. Неживое вещество доминирует в структуре биосферы. Появление человеческой жизни в биосфере привносит изменения в ее динамику: если живые организмы взаимодействуют трофическими (пищевыми) цепями и в результате изменяют живое вещество и энергию биосферы, то человек включается в связи с ней на основе трудовой деятельности. Полагается, что вначале человек осуществил биосферную "технологию" (нахождение в природе готовых жизненных средств), а затем производство привело к новой форме отношений человека с биосферой. Человек тем самым выделил себя из природы и, как отмечал В. Вернадский, начал создавать культурную биогеохимическую энергию (земледелие, скотоводство). Поэтому появление человека и его деятельности по изменению природной среды рассматривается как закономерный этап эволюции биосферы. Этот этап должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера Земли должна перейти в новое состояние, именуемое ноосферой.

Понятие ноосферы (греч. noos - разум, sphaira - шар) впервые использовал французский математик Э. Леруа в 1927 г., но, по его признанию, оно возникло у него под влиянием лекций В. Вернадского о биосфере Земли, учение о которой он разрабатывал еще в 1914-1916 гг. Данный термин встречается и в концепции "христианского эволюционизма" французского естествоиспытателя и философа П. Тейяра де Шардена. Усложняющееся развитие, по его мнению, начинается с эволюции физической материи космоса ("преджизнь"), переходит в структуры жизни, а потом в человека как носителя мыслящего разума и ноосферы и субъекта общества ("сверхжизнь"). На всех этапах эволюцию поддерживает своей действенной любовью Бог как духовное начало, присутствующее в Универсуме и направляющее его развитие к конечной цели - "точке Омега". Это своеобразный центр духовного синтеза, символизирующий собою Христа, сопричастного миру и одновременно противостоящего ему.

Собственно говоря, космогенез П. Тейяра де Шардена интерпретируется как христогенез. Поэтому и ноосфера у него обозначает часть природы, представляющей собой чисто духовное явление, то есть "мыслящий пласт", разворачивающийся над миром растений и животных - вне биосферы и над ней.

У В. Вернадского ноосфера - это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии. В современной литературе, как правило, под ноосферой понимают ту область биосферы, которая находится под влиянием человеческой активности, и поэтому многие ее процессы в принципе могут быть управляемы и направляемы человеком.

Учение о ноосфере часто называют биосферно-ноосферной концепцией В. Вернадского, которую можно представить рядом базовых посылок: 1) деятельность человека постепенно становится основным фактором эволюции биосферы как космического тела; 2) для будущего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания основных процессов планеты. В этом смысле можно говорить о наступлении эпохи ноосферы, когда развитие цивилизации будет согласовано с эволюцией планеты и прежде всего биосферы. Для этого необходимо выработать осознанное поведение людей, согласованное с естественными условиями стабильности окружающей среды, то есть известный экологический императив. В свою очередь, в такую эпоху должна быть обеспечена коэволюция человека и биосферы, то есть их совместное и согласованное развитие.

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, которая должна выстроить оптимальное соотношение интересов социума и биосферы, выступилв 1968 г. Н.В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Идея коэволюции используется во всех работах, исследующих проблему "общество-природа", а также при создании кибернетических моделей развития биосферы.

При обсуждении синтетического характера исследований коэволюции приходят к выводу, что здесь необходимы совместные усилия естествоиспытателей и всех гуманитариев - вплоть до поэтов. Вне такого синтеза нельзя понять человека во всем драматизме его отношений с остальной природой, а без этого понимания невозможно создать реально функционирующую стратегию взаимодействия природы и общества (Н. Моисеев).

Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Собственноговоря, концепция коэволюции в концентрированном виде выражает исторический опыт человечества, содержащий в себе определенные регламентации и императивы социоприродного взаимодействия. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения целых ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры - принцип благоговения перед жизнью. В работе "Культура и этика" он писал о том, что катастрофа культуры - это следствие катастрофы мировоззрения, поэтому главное здесь - нравственное усовершенствование как индивидуума, так и общества. В этой связи сегодня, развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера - это область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.

Темы для обсуждения

  1. Зенон Китийский в трактате "О человеческой природе" писал, что конечная цель - это жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью. Диоген говорит, что конечная цель - это благоразумный выбор того, что соответствует природе.
    Архедем утверждает, что конечная цель - это жить, совершая все, что должно. Что в этих высказываниях выступало для человека в качестве истинного и морального образца для подражания? Какие определения природы они используют?
  2. "Гляжу я на горы,

И горы глядят на меня,

И долго глядим мы,

Друг другу не надоедая"

(Ли Бо).

На каких принципах китайской культуры сформировалось подобное поэтическое видение природы?

  1. "Все, что есть видимого или невидимого, чувственного или умопостигаемого, творящего или тварного, называется "природой ". Поэтому "природа" есть общее имя для всех вещей: и тех, что суть, и тех, что не суть. Ведь "природой "называют в двух случаях. Бог именуется "природой”, поскольку все заставляет рождаться. Все тварное также именуется "природой", поскольку рождается" (неизвестный автор). В рамках какой концептуальной системы оформляется данная интерпретация понятия "природа"?
  2. "Счастливый человек - это такой человек, который умеет пользоваться благодеяниями природы. Несчастный человек - это человек, который не умеет пользоваться ее благодеяниями" (П. Гольбах). К какому из этих типов можно отнести современного человека?
  3. Согласно синергетическим представлениям о мироздании, будущее не заложено в настоящем. В таком случае не является ли наше социально-экологическое прогнозирование бессмысленным?
  4. Являются ли противоречия между обществом и природой вечными?
  5. Гармония отношения в системе "человек-социум-природа" - это утопический идеал или реальная возможность?
  6. Должны ли принципы нравственности распространяться и на взаимоотношения людей с миром природы?

Литература

  1. Ахутин А. В. Понятие "природа" в античности и в Новое время / А. В. Ахутин. М., 1988.
  2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл; пер. с англ. М., 1999.
  3. Барковская А. В. Антропосоциальная парадигма в философии природы / А. В. Барковская. Мн., 2000.
  4. Бубер М. Два образа веры / М. Бубер. М., 1995.
  5. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. М., 1989.
  6. Зеленков А.И. Динамика биосферы и социокультурные традиции / А. И. Зеленков, И. А. Водопьянов. Мн., 1987.
  7. Природа в культуре Возрождения. М., 1992.
  8. Русский космизм: антология философской мысли. М., 1993.
  9. Философия природы в античности и в средние века. М., 2000.
  10. Яскевич Я.С. Современная наука: ценностные ориентиры / Я. С. Яскевич, Л. Ф. Кузнецова, А. В. Барковская. Мн., 2003.

<< | >>
Источник: B.C. Стёпин. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / B.C. Стёпин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. - Мн.; РИВШ,2006. - 624 с.. 2006

Еще по теме ПРИРОДА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. БИОСФЕРА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ:

  1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭТНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  2. РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОМЫШЛЕННО-РАЗВИТОМ СЫРЬЕВОМ РЕГИОНЕ
  3. 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИИ
  4. 64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ
  5.   2.4.5. География и экология  
  6. § 3. Природа живая и неживая. Отношение человека к живому. Жизнь как ценность
  7. Сущность развития.
  8. Основные принципы и законы развития бытия в мире
  9. ПРИРОДА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. БИОСФЕРА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
  10. Природа и географическая среда
  11. Глава V Общество и природа
  12. § 1. Место человечества в мироздании
  13. Философские вопросы по отношению к природе:
  14. Функциональная асимметрия мозга и окружающая среда
  15. Прямые и обратные связи природы и общества