68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) — великий писатель-гуманист, гениальный мыслитель, занимает большое место в истории русской и мировой философской мысли.
Основные произведения:
— «Бедные люди» (1845);
— «Записки из мертвого дома» (1860);
— «Униженные и оскорбленные» (1861);
— «Идиот» (1868);
— «Бесы» (1872);
— «Братья Карамазовы» (1880);
— «Преступление и наказание» (1886).
Начиная с 60-х гг.
Федор Михайлович исповедовал идеи почвенничества, характерной для которого была религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. С такой точки зрения вся история человечества представала как история борьбы за торжество христианства. Роль России на этом пути и заключалась в том, что на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Русский народ призван спасти человечество через «новые формы жизни, искусства» благодаря широте его «нравственного захвата».
Три истины, пропагандирующиеся Достоевским:
— отдельные лица, даже лучшие люди, не имеют права насиловать общество во имя своего личного превосходства;
— общественная правда не выдумывается отдельными лицами, а живет во всенародном чувстве;
— эта правда имеет значение религиозное и обязательно связана с верой Христовой, с идеалом Христа. Достоевский был одним из самых типичных выразителей начал, призванных стать основанием нашейсвоеобразной национальной нравственной философии. Он находил искру Божию во всех людях, в том числе дурных и преступных. Идеалом великого мыслителя были миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора.
Достоевский делал упор на «русское решение» социальных проблем, которое было связано с отрицанием революционных методов общественной борьбы, с разработкой темы об особом историческом призвании России, которое способно объединить народы на основе христианского братства.
Достоевский выступал как мыслитель экзистенциально-религиозного плана в вопросах понимания человека, он пытался через призму индивидуальной человеческой жизни решить «последние вопросы» бытия.
Он рассматривал специфическую диалектику идеи и живой жизни, при этом идея для него обладает бытийно-энергийной силой, и в конце концов живая жизнь человека — это воплощение, реализация идеи.
В произведении «Братья Карамазовы» Достоевский словами своего Великого Инквизитора подчеркнул важную мысль: «Ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы», а потому «нет заботы беспредельнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться».
Достоевский утверждал, что быть личностью трудно, но еще более трудно быть счастливой личностью. Свобода и ответственность подлинной личности, которые требуют постоянного творчества и постоянных мук совести, страданий и переживаний, очень редко сочетаются со счастьем. Достоевский описывал неисследованные загадки и глубины человеческой души, пограничные ситуации, в которые попадает человек и в которых его личность терпит крах. Герои романов Федора Михайловича находятся в противоречии сами с собой, они ищут скрывающееся за внешней стороной христианской религии и окружающих их вещей и людей.
<< | >>
Источник: Жаворонкова А.С.. Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты. 2009

Еще по теме 68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО:

  1. 68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
  2. Пути правды в произведениях Достоевского
  3. Проблема человека в философии Человек как проблема для самого себя
  4. три великих этических проблемы (нравственное мировоззрение Достоевского).
  5. Проблема теодицеи в нравственной философии Канта и Достоевского The problem of theodicy in Kant's and Dostoevsky's moral philosophy
  6. Роман о «положительно прекрасном человеке» (по роману Ф. М. Достоевского «Идиот»)
  7. Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека
  8. Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека
  9. Человек как произведение искусства The human as a work of art
  10. Бытие произведенных человеком вещей ("второй природы")
  11. ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА И ПРАВИЛЬНОСТИ ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  12. Статья 1260. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения
  13. Статья 1291. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение
  14. Е. делать произведение потенциально доступным неопределенному кругу лиц. Поэтому, скажем, первый показ произведения с согласия автора
  15. 1.18.5. Названия документов, памятников старины, произведений искусств, литературных произведений, органов печати
  16. Тема 6. Человек как философская проблема (1 час)
  17. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (например, автор романа,
  18. 4.1 Проблема человека в истории философии
  19. § 1. Человек как проблема
  20. Ф. М. Достоевский