<<
>>

  § 4. Проблема научности философского знания  

Европейская традиция философии с самого начала отмечена глубокими связями с наукой. Древнегреческая философия вообще представляла собой совокупность научного знания. Западная философия, в отличие от восточной, возникла как теоретическая дисциплина. Считается, что еЩе Пифагор (V в. до н. э.) отнял математику у купцов, то есть возвел ее в теорию. Начиная с эллинизма, в III-II вв. до н- э. наряду с собственно философскими системами (Эпику-

15

pa, стоиков) появились специфически научные.

Евклид в своих «Началах» (III в. до н.э.) обобщил и упорядочил все математические исследования, создал учение элементарной геометрии, отличающееся логической строгостью и безукоризненностью. До сих пор евклидовские «Начала» считаются образцом научной системы. Архимед (П в. до н. э.), известный всем школьникам крылатой фразой «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю», ввел множество понятий в геометрию и физику, открыл законы, положил начало ряду научных дисциплин. Даже на его могиле изображена теоретическая задача: «Цилиндр, с вписанным в него шаром. Пропорция 3:2». С Архимеда начинается и опытное естествознание. Нарушается некий аристократизм науки периода античной классики — принцип созерцательности, выступающий своеобразной этической нормой, согласно которой истинному ученому не стоило заниматься техническим применением своих изысканий.

В эпоху эллинизма намечается дифференциация предметов философии и науки. Самостоятельно развивались астрономия, математика, механика. До наших дней дошли имена астрономов Аристарха Самосского (идея гелиоцентризма), Гиппарха (методы измерения), Птолемея (математический вариант астрономической картины мира) и др. Но истинная специализация научных знаний и разделение предметов конкретных наук и философии связаны с научной революцией XVU-XVIII вв. В это время не только произошло множество открытий и возникло новых областей знания, но и изменилась структура познания. В его составе стали действовать два качественно различных уровня: эмпирический (изобретены телескоп и микроскоп и использованы в ходе целенаправленного и систематически применяемого эксперимента) и теоретический, основанный на естественнонаучных принципах (законы механики) и позволивший создать физическую картину мира. Соответственно стали применяться специфически научные методы, в частности метод научной гипотезы. Считается, что именно с перечисленных изменений начинается развитие науки как самостоятельной области знания.

Но, несмотря на специализаций) науки, она никогда полностью не порывала с философией, особенно с материализ- мом. И материализм, и наука нацелены на исследование объективного мира. Принцип объективности — одно из важнейших положений материалистической философии. Принцип познаваемости, стремление к истине также характеризуют оба вида познания. Ведь научное знание воспроизводит объективные, существенные связи действительности, формулирует соответствующие законы.

Эмпирическому познанию всегда необходима определенная теоретическая система знаний, в рамках которой производится истолкование фактов. А теоретической системе знаний свойственна потребность в более широких обобщениях. Философия в условиях «отпочкования» конкретных наук сосредоточила свое внимание на выработке общего и всеобщего знания, которое и составило, по сути, ее особый предмет. Даже в метафизическом варианте данный вид знания выступал в качестве продуктивной основы разрешения вопросов, выходящих за пределы частных дисциплин, основы переноса опыта и способов познания с одной дисциплины на другую.

Особенно это касалось исследования комплексных проблем.

Однако XX век, продемонстрировавший великие достижения конкретного научного знания и его технического применения, отличался пересмотром своих отношений с философией. В конце XIX — начале XX столетия были сделаны открытия, которые породили настоящий кризис теоретического естествознания. Совершилась следующая научная революция. А. Пуанкаре отмечает, что «физика принципов» вошла в новый кризис. Все принципы, которые считались основными и неколебимо устойчивыми, ибо подтверждены опытом, — «принцип Лавуазье», «принцип Ньютона» , «принцип Майера» — теперь подвергаются сомнению. И все это сотворил революционер «радий».17

Каскад открытий конца XIX — начала XX века (электромагнитные волны — Г. Герц; радиоактивность — А. Бек- керель; электрон — Дж. Томсон; световое давление — П. Н. Лебедев; идея кванта — М. Планк; теория относительности — А. Эйнштейн; квантовая модель атома Э. Резерфорда - Н. Бора) полностью разрушил ньютоновскую космологию и обнаружил актуальную потребность в формировании принципов новой философской и научной картин мира. В решении данного вопроса ученые разделились на несколько течений. Одни решили обойтись без традиционных философских вопросов, стали заниматься «чисткой» языка науки, удаляя из него остатки метафизических обобщений. Другие устремились в иррационализм. Третьи — в новые религиозные направления.

Но дальнейшее развитие самой науки, процессы ее интеграции, комплексный характер проблем обусловливают выработку новых концепций ее связи с философией. Как бы ни старались представители конкретного знания выработать на собственной основе принципы, охватывающие все научное познание, включая социальные и гуманитарные науки, — это остается достаточно проблематичным.

Между тем философия как вид знания ориентируется на науку, опирается на ее достижения, использует опыт, вырабатывает свои методы и нормы познания, воздействующие, в свою очередь, на развитие науки. Философское знание имеет своим предметом предельно обобщенную сферу бытия. Ее условные границы определяются в зависимости от решения основного вопроса философии. История философии показывает, что научная философия больше связана с материализмом, а материализм — с естествознанием. На протяжении 2 тыс. с лишним лет философская картина мира, по сути, строилась с опорой на факты и законы физики, которые, с одной стороны, обобщались философией и приводились в систему, а с другой — выступали следствием, подтверждающим философские обобщения.

Открытия XX в. стимулировали развитие философской и научной методологии. Крушение старой метафизики как философского учения о бытии обозначало крушение и метафизического метода. Диалектизация естествознания, характерная для XIX в., осуществлялась стихийно, но в XX проявилась потребность в сознательном овладении этим методом. Однако до сих пор позитивистски ориентированные ученые продолжают развивать идеи о ненаучности философии, утверждают, что у нее нет соответствующих познавательных возможностей.

Одно из оснований недоверия к познавательным возможностям философии состоит в том, что она обслуживает со- циальные и гуманитарные дисциплины, которые принципиально не могут соответствовать образцам научности, разработанным в области естествознания. Такому мнению есть некоторое оправдание. Социально-гуманитарное познание действительно не может соответствовать образцам естествознания, ибо у него иной предмет и способы исследования. Ему противопоказано использование эксперимента (во всяком случае, в полной мере). В предмет данного типа знания входит частный интерес (индивидуальный, групповой, классовый), что не способствует достижению истины в случае ее противодействия данному интересу. Стратегию развития социально-гуманитарного знания часто определяют случайные относительно науки люди. Есть и другие причины недоверия представителей естествознания к философии.

Функциональный кризис современной теоретической науки до сих пор связывается с философией как метафизикой бытия, которая исторически выступила как бы помехой в развитии науки. Что касается диалектики, то она в большей степени применялась как раз в области социальных наук, а это не способствовало возрастанию к ней доверия. Кроме того, материалистическая диалектика — молодая наука, сохраняет еще в себе достаточную долю абстрактности (ненаполненности конкретным научным и бытийным содержанием) и требует дальнейшего развития совместно со всем комплексом научного познания.

Тем не менее философия, развиваясь вместе с наукой и благодаря своей специфике, способна осуществлять познавательные функции, без которых конкретная наука вообще не может полноценно развиваться. Наряду с методами, используемыми как в науке, так и философии, последняя отличается универсальным характером видения мира и отношения к нему. Опираясь на принципы наиболее общего порядка, используя свой исторический опыт взаимосвязи со всем комплексом научного знания, она способствует выработке гипотез высокого теоретического уровня. В силу своей особенности, философская мысль разрабатывает принципы связи теории и практики; междисциплинарных связей; Участвует в моделировании явлений в различных научных областях, определяя основу их сравнимости; актуализиру- em проблемы у которые могут заинтересовать науку в будущем. Философия совершенно необходима при толковании научных фактов и практических выводов, определении гуманитарных аспектов ценности научных изысканий.

<< | >>
Источник: Звездкина Э. Ф. и др.. Теория философии/Э. Ф. Звездкина й др. — М.: Филол. о-во «СЛОВО»; Изд-во Эксмо,2004. — 448 с.. 2004

Еще по теме   § 4. Проблема научности философского знания  :

  1. 1. Множественность чисто философских систематизаций мира как историко-философский факт
  2.   § 4. Проблема научности философского знания  
  3.   § 48. Философские основания эпистемологии  
  4. Историографические проблемы  
  5.   ПРЕДИСЛОВИЕ ФИЛОСОФИЯ КАК РАЦИОНАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И НАУКА  
  6.   2.7. Философские проблемы медицины 2.7.1. Философия медицины и медицина как наука  
  7.   2.7.6. Рационализм и научность медицинского знания  
  8.   4.14.4. Философские и методологические проблемы исторической науки  
  9.   4.14.5. Философские и методологические проблемы социологической науки  
  10. МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
  11. «Анатомия» психологического знания
  12. Специфика философского знания: различие подходов
  13. Проблемы онтологии Субстанция и бытие
  14. ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ В НАУКЕ.
  15. Проблема правопонимания в ретроспективе западной правовой мысли.
  16. § 3. Лингвистическая деятельность Н.Я. Марра в контексте развития научного знания в 20-е—30-е гг. XX века
  17. Познание: религиозные и научные знания