<<
>>

  § 3. Философия как самосознание  

Выше речь шла о том, что родиться философия могла только как теоретическая форма сознания. И как форма сознания она прежде всего выделила мир, природу в качестве объекта своего осмысления. Человек в этом мире был представлен как частичка космоса, аналогичная другим его частям и феноменам.
Однако философия есть не только интегральная система знаний о мире ккк целом, но и об отношении человека к этому миру, что составляет предмет философского самосознания.
Ряд мыслителей называют философию специфической формой общественного самосознания, особой формой духовного освоения мира, выражающейся в мировоззренческой рефлексивности, в ее ориентированности на субъек- тно-деятельностную сторону человеческого бытия, общественную практику. Подчеркивается императивность философского знания, поскольку оно есть не только знание о существующем, но осознание должного, выступает теоретическим обоснованием общественного идеала. Философия в данном случае выступает как целостная система знаний о мире, включающая в себя закономерности деятельной сущности общественного человека.
Человек задается вопросами, теоретические ответы на которые призваны ориентировать его мышление и действие во благо общества, человечества, а стало быть, они должны соответствовать объективным процессам действительности. Это не только и не столько проблемы, связанные с решением повседневных практических задач. Он пытается найти ответы на вопросы, наиболее общие и глубокие: каково место и предназначение человека? В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность? Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости и многих других вопросах, которые называются мировоззренческими.
Главным в постановке вопроса о философии как самосознании является, как уже было сказано, отношение человека к миру. Не случайно школы эллинистического периода, когда стали чрезвычайно актуальными антропологические вопросы бытия человека в мире, о свободе, о проблематичности действующих норм познания, права и нравственности, К. Маркс назвал «древнегреческими школами самосознания». Разбирая натурфилософские доктрины Демокрита и Эпикура, он увидел их различие в том, что одна из них (атомистическое учение Демокрита) была теоретической картиной мира, а другая (атомистическая картина мира Эпикура) была теоретическим отражением отношения человека к миру, теоретическим обоснованием его свободы.
Ядром философского мировоззрения (самосознания) считается вопрос о соотношении духа и материи, идеального и реального. Он считается основным, поскольку от его решения зависит понимание большинства философских проблем, и прежде всего вопроса о субстанции — основы бытия всех вещей, вопроса о природе духовного. Основной вопрос философии решается путем обоснованного выбора первичного начала и основы мира. Если первичным считается материя, то духовное рассматривается как специфическое состояние материи, как специфический продукт ее развития. Картина мира, созданная на материальной основе, является материалистической, а соответствующее направление в философии — материализмом. Если первичным считается духовное начало, а картина мира выстроена на его основе, она носит название идеалистической, а направление в философии — идеализмом.
Идея первичности конкретизируется в принципе монизма 9 который воспроизводит интегративные связи и тенденции действительности и выступает всеобщим способом организации философского самопознания.
Принцип монизма имеет глубокие корни в истории идей и практического опыта человечества. По всей очевидности, он восходит к по- требности обоснования единых норм древнего общежития, к космогоническим и космологическим мифам.
Человек искал своих «родственников» (тотемизм) в глубинах времени и находил их среди окружающего «населения» растительного или животного царства. Известны обряды т.н. «тотемического центра», где индивид символически и натурально принимался в расширенное сообщество родичей. В древних сказаниях, посвященных происхождению и устройству космоса, человек стихийно определял свою нишу в мироздании, пространственно-временные координаты своего земного бытия. То есть история культуры свидетельствует, что задолго до возникновения философии человеческая мысль успешно расширяла свои горизонты до возможного «предела», упорядочивала этот символически освоенный мир, выдвигала на передний план идеи, несущие главные смыслы и нормы, формирующие социальное единство взаимодействующих индивидов. Можно сказать, что в поздней мифологии мы имеем все черты мировоззрения, содержащего представление о том, что в его целостности кроются смыслы человеческого существования, что смыслы облекаются в правила, необходимые для выживания людей и их сообщества.
На уровне философского осмысления отношений человека к миру монизм принял форму синтетического суждения, содержащего три идеи — первичности, связи и развития. Этот принцип является итогом предельного обобщения всего предшествующего знания, содержит в себе логику его развития, благодаря чему обладает прогнозирующей силой. Логическая реализация принципа монизма раскрывает единую природу вещей и природу их разнообразия, поскольку она определяется не отдельным эмпирическим бытием, а способом его связи со всеобщим.
Монистический взгляд на природу закладывает глубокие, соответствующие науке предпосылки единой философской картины мира, где человек осознает себя как деятельное целостное существо: связан с миром, с обществом, с другими людьми, с самим собой. Философская картина мира Дает человеку основания оценок и самооценок, самые общие каноны отношений.
Исторически первой формой мышления «единства мира», которая строилась по принципу реализма с использованием научного знания и которая может рассматриваться как форма самосознания, как форма онтологического обоснования самосознания, явилась натурфилософия древности. Здесь решаются вопросы соотношения души и тела, сознания и материи; получают освещение идеи детерминизма, свободы, взаимосвязи человека и общества. Исторические типы обоснования самосознания различаются постановкой проблем и методами, гибкостью категориального аппарата и его конкретно-научной «наполненностью». В зависимости от этих различий проявляются ведущие черты самосознания, определяющие его содержание.
Анализ взглядов древних материалистов показывает, что в их натурфилософии субъект сознает свою субъектность как способность к действию, согласному законам объективного мира, как специфическое движение реальной природной силы. Для них характерна вера в объективный статус разумного начала Вселенной, в нерушимый порядок как необходимый способ ее существования. Человек — отдельная вещь мироздания — достигает наиболее благоприятных условий своего бытия, подчиняясь «закону, власти и умственному превосходству»,14 призванным обеспечить соответствие его действия требованиям вселенских законов.
Уже в рамках античного материализма начинается углубление содержания самосознания. В период эллинизма ставится под сомнение непременная адекватность социальных норм и поведения власти. Эпикур предпринимает онтологическое обоснование человеческой свободы (субъек- тности) вопреки принятым узаконениям общества. Данные идеи получили освещение также в стоицизме и скептицизме. Эллинистические школы не вписываются целиком в логику развития материализма, но свидетельствуют, с одной стороны, о завершенности его первой исторической ступени, а с другой — об относительности его содержания как формы самосознания.

Философия может рассматриваться как форма самосознания и в другом аспекте — как осмысление своей собственной философской мысли, как рефлексия. Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок. Философия, отмечает В. С. Горский, неизбежно включает себя в предмет своего исследования. Здесь она выступает как самосознающий выбор фундаментальных положений и начал, выражающих предельные основания бытия и мышления. Теоретическое исследование — а философия и представляет собой тако- вое — развивается относительно самостоятельно, имеет мощный источник в предшествующих теориях, обладает свойством критичности, направлено в основном на совершенствование своих методов и приемов.
Философская рефлексия предполагает осознанную критику других учений, критическое отношение к традициям духовной жизни, анализ и пересмотр своих собственных понятий и принципов, осуществляя тем самым саморазвитие теоретического философского и научного знания. Философия осознает себя как критика разума (И. Кант), как наукоучение (И. Фихте), как «учение о логических основаниях науки» (неокантианство) и пр.15 Она по природе критична и глубоко исторична. «Сущность философии выражается в том, — отмечает В. И. Купцов, — что она есть рефлексия имеющегося знания, направленная на понятия, методы и установки с целью разъяснения, обоснования и критики. Такая рефлексия оказывается необходимой для преодоления ограниченности разума, который не в состоянии понять историчность любого знания и, тем самым, границ его рациональности ».16
<< | >>
Источник: Звездкина Э. Ф. и др.. Теория философии/Э. Ф. Звездкина й др. — М.: Филол. о-во «СЛОВО»; Изд-во Эксмо,2004. — 448 с.. 2004

Еще по теме   § 3. Философия как самосознание  :

  1.   Философия как учение о целостной личности  
  2.   § 3. Философия как самосознание  
  3.   § 34. Сознание как самосознание  
  4.   ПРЕДИСЛОВИЕ ФИЛОСОФИЯ КАК РАЦИОНАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И НАУКА  
  5. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ КАК АНТРОПОЛОГИЯ
  6. § 1. Философия как специфическая форма общественного . сознания. Философия и мировоззрение
  7. ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ
  8. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ
  9. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
  10. Античная философия
  11. Особенности русской философии
  12. Философия «всеединства» B.C. Соловьева
  13. Проблема человека в философии Человек как проблема для самого себя
  14. §1. ФИЛОСОФИЯ КАК СТРЕМЛЕНИЕ К МУДРОСТИ. ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ФИЛОСОФИИ
  15. § 3. ФИЛОСОФИЯ КАК ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  16. ?.1.9. Место и роль философии в культуре.
  17. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ГАБИТУС НОВЕЙШЕЙ «ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ»
  18. ГЛАВА ТРЕТЬЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ КАК АНТРОПОЛОГИЯ