Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

Этническое самосознание городских казахов как фактор традиционности общества в условиях модернизации (по материалам исследования городов Астаны и Тараза)

Сегодня большой интерес вызывает исследование проблемы проявления этнического самосознания, анализ формирования и воспроизводства идентичности казахского этноса как одного из важных факторов традиционности общества в Казахстане в условиях модернизации.
Данный процесс связан с политическими, социально-экономическими изменениями конца XX века, характеризующийся провозглашением и становлением независимых государств и стремлением народов познать себя, собственную историю, культуру в системе других этносов. Вследствие модернизации жизни народов, все очевиднее ощущается влияние исторически сложившихся традиций, самобытности, культуры и самосознания каждого этноса. В связи с этим, города как центры, где наблюдается наибольшая аккумуляция элементов культурно-бытовой среды, а также совместное проживание с представителями других этносов выступают одним из решающих факторов их социально - культурного развития.
Переоценка ценностей, происходящая в сознании городских казахов, проявляется в активном освоении на современном этапе этнических так и иноэтнических ценностей, соотнесения традиционного и современного в идентификации.
Объектами социологического исследования были определены два города Казахстана – Астана и Тараз. Астана является полифункциональным крупным городом республиканского значения, расположенным в Центральной части Казахстана, число жителей которого с момента объявления его новой столицей республики (с 1997 года) возросло на 243 тыс. человек, или на 85%.Придание городу статуса столицы открыло перед ним грандиозные перспективы роста и развития.
Тараз - пятый по численности населения город в южной части Казахстана после Алматы, Астаны, Шымкента, Караганды, на 1 января 2009 года численность его населения составила 347,5 тыс. человек, в нем сосредоточено 33,8% населения Жамбылского региона.
Анализ результатов социологического исследования, проведенного среди городских казахов Астаны и Тараза свидетельствует о том, что этничность остается регулятором социальных отношений и проявлением традиционности казахского общества.
Этническая самоидентификация выступает важным элементом в структуре этнического самосознания и формируется под воздействием целого ряда факторов (этническая среда социализации, этнокультурные традиции, межэтнические контакты и.т.д.), а не является врожденной.
Язык как важнейший компонент этнического самосознания и этнической идентификации свидетельствует о состоянии языковой компетентности и востребованности изучения родного языка как носителя этносоциальной и культурной информации в городской среде. О достаточно высоком общественном статусе казахского языка говорит тот факт, что 46,4% опрошенных астанчан и 50% таразцев хотели бы лучше его знать, соответственно 53,6% и 39,6% в достаточной мере его знают.
При проведении исследования также выявилась картина высокой толерантности к двуязычию среди опрошенных в предпочтении языка ознакомления с книгами, журналами, газетами и телепередачами. Так 44,4% городских казахов Астаны и 36,6% Тараза ответили, что предпочитают приобщаться к данным средствам культуры одинаково как на казахском так и русском языках, соответственно 25% и 34% только на казахском языке, 30,6% и 29,4% на русском языке.

Язык этноса выступает прежде всего целостной смысловой системой, отражающий его мироощущение и самосознание. Язык является важным маркером, определяющим этничность и поэтому его обязательная историческая миссия заключается в межпоколенной передаче этносоциокультурной информации, накопленного общественного опыта и выступает также инструментом общения.
Достаточно высокий уровень этнокультурной идентификации подтверждается тем, что почти более половины опрошенных астанчан – 54,4 % и 60% казахов города Тараза стремятся и отдают приоритет сохранить свои народные традиции и обычаи и около 40 % горожан двух городов в равной мере поддерживают необходимость сохранения народных традиций и обычаев своих и других народов. Также среди них достаточно низок процент безразличных по данному вопросу.
Анализ идентификационной структуры в системе этнического самосознания выражается в исчезновении одних и появление других идентичностей, что отражается в характере событий, празднуемых народом. Происходят трансформации в иерархии праздников между старыми советскими, семейными, а также народными, религиозными.
Практически не отмечаются городскими казахами советские праздники. При этом большинство респондентов отметили по значимости такие праздники как семейные, религиозные и народные.
Этническое самосознание является значимым параметром социальных взаимодействий. Важнейшей социальной ячейкой, внутри которой происходит передача этнической информации и формируется этническое самосознание является семья, где происходит усвоение этнокультурной информации в ходе социализации человека. Результаты подтверждают стереотип о «закрытости», «консервативности» и «традиционализме» казахских семей. Так более половины респондентов – 60,2% астанчан и 69,8% таразцев ответили, что предпочитают брак с людьми своей национальности, соответственно 30,6% и 28,2% считают, что национальность при вступлении в брак не имеет значения т.е. терпимее относятся к межнациональным бракам, всего 11,2 % городских казахов затруднились ответить на данный вопрос.
Таким образом ориентирование городского казахского населения на заключение однонациональных браков связано не только с этническими особенностями семейно-брачных отношений, но также с объективными процессами, которые характерны для последних 20 лет, например, формирование моноэтнического состава населения и монокультурной микросреды в семье, укрепление кругов внутриэтнического общения, развитие этнокультурных учреждений, способствующих интеграции в национальную среду, актуализация этничности и активной миграции не титульных этносов за пределы Казахстана, что будет сужать этнодемографическую базу для таких браков, а также сдерживающими факторами являются в развитии межнациональной брачности межнациональные противоречия и конфликты 1990-х гг.
Важнейшей чертой этнической социализации личности выступает формирование позитивной этнической идентичности, которая характеризуется чувствами патриотизма, гордости за свою страну, национальную принадлежность, достижения своего народа. Такая идентичность будет способствовать сохранению и развитию этноса и его культуры, формированию личности с высокой самооценкой, чувством собственного достоинства и самореализации.
В качестве выявления этнического самочувствия и отношения к Родине был проанализирован вопрос: «Гордитесь ли Вы тем, что живете в Казахстане?». Практически все респонденты ответили положительно. Так 94,4% городских казахов Тараза и 94 % респондентов Астаны отметили, что гордятся тем, что живут в Казахстане. Как показывают результаты опроса, городские казахи отличаются достаточно высоким уровнем политического оптимизма и политической культуры, т.е. в их самосознании отражены те социально-политические и экономические успехи Казахстана как суверенного государства последнего десятилетия, которые достигаются без особых революционных потрясений и способствуют стабильности, устойчивости общества.
Уровень полиэтничности Казахстана достаточно высок в виду соотношения государствообразующего этноса с представителями других этносов. Но отличительная особенность этнополитической ситуации Казахстана проявляется во взаимоотношениях его крупнейших этносов - казахского и русского. В таких обществах, называемых биэтническими, заключен наибольший потенциал этноконфликтогенности. Поэтому актуальным для Казахстана является рассмотрение проблемы толерантности в этнической сфере.
В целом казахстанская государственная политика в этнической сфере основывается на принципиальном равенстве всех граждан страны, независимо от их национальной принадлежности, а в качестве стратегической задачи выделяет политическую стабильность и консолидацию общества на основе межэтнического согласия и единства.
На вопрос: «Существует ли у нас в обществе межэтническая толерантность?» 57% астанчан и 49% таразцев ответили положительно, соответственно отрицательно 18% и 11,2%, не задумывались над этой проблемой 25%; 39,8% респондентов.
Среди населения активно празднуются некогда запрещенные народные праздники, связанные с религиозной жизнью, такие как «Ораза-айт» и «Курбан-айт». В средствах массовой информации в эти дни широко освещаются сущность, цели и задачи этих праздников. Религиозные по своему происхождению и сути эти праздники ныне постепенно превращаются в сугубо национальные народные праздники и принимают этнические формы традиций.
Как показывают результаты социологического опроса среди городских казахов Астаны и Тараза достаточно высок уровень участия в традиционных религиозных праздниках в соотношении 90,8% и 92%. При этом соответственно их не отмечают 9,8% и 8,0%. Это свидетельствует о том, что городские казахи всенародно отмечают религиозные праздники «Ораза-айт» и «Курбан-айт». «Ораза-айт» отмечается после 30-дневного поста (ораза) у мусульман в честь памяти своих умерших близких людей. В этот день повиновения горожане стали открыто ходить и желать друг другу долгой жизни, здоровья, успехов. Прочно вошел в быт и общественную жизнь городских казахов «Курбан-айт» - праздник в честь живых. Этот религиозный праздник проводится через 70 дней после празднования месяца Рамазана. В этот день мусульмане приносят жертвоприношение Богу, раздают подаяние бедным и нуждающимся. Во время празднования «Курбан-айта», люди навещают семьи родственников, друзей, желают благополучия во всем.
Так постепенно в общественную жизнь и быт городских казахов возвратились некогда забытые народом мусульманские традиции и обычаи. В ходе социологического исследования выяснилось, что 55,8% респондентов Астаны и 61% опрошенных казахов Тараза празднуют религиозные праздники с соблюдением религиозных обрядов и ритуалов, соответственно 44,2% и 39% без их соблюдения. Таким образом принадлежность большей части городских казахов к исламской конфессии не влечет за собой в их повседневной жизни, социальном поведении и сознании строго следования постулатам и канонам вероучения, что еще раз подчеркивает цивилизационноорганизующий характер религиозной принадлежности.
В общем, анализ этнического самосознания городских казахов через призму идентификационных факторов свидетельствует о том, что этническая специфика как проявление традиционности мышления этноса активно перемещена из внешнего мира во внутренний т.е. в сознание человека. При этом в городской среде сформировалось позитивное этническое самосознание, которое активно проявляется в уважении и стремлении казахского этноса сохранить этнокультурные ценности в условиях модернизации общества.
К.Е. Баженова
Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия
<< | >>
Источник: Д.В. Чарыков (гл. ред.), О.Д. Бугас, И.А. Толчев. Традиционные общества: неизвестное прошлое [Текст]: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 25–26 апреля 2011 г. / редколлегия: Д.В. Чарыков (гл. ред.), О.Д. Бугас, И.А. Толчев. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро»,2011. – 270 с.. 2011

Еще по теме Этническое самосознание городских казахов как фактор традиционности общества в условиях модернизации (по материалам исследования городов Астаны и Тараза):

  1. Оглавление
  2. Этническое самосознание городских казахов как фактор традиционности общества в условиях модернизации (по материалам исследования городов Астаны и Тараза)