<<
>>

4.2. Глобализация и модернизация как факторы современного цивилизационного развития

Глобализация как цивилизационный процесс. Глобализация - это диалектический, внутренне неоднородный цивилизационный процесс, сущностью которого является технологическое освоение пространственно-временных отношений в планетарном масштабе.
Как мы уже отмечали, М. Кастельс связывает глобализацию с максимальным сжатием, уплотнением пространственно-временных отношений. Глобализация, по его мнению, - это определенный, более организованный этап в развитии человеческой цивилизации, когда все социально-экономические связи и отношения (на основе использования интернетовских технологий) все в большей степени реализуются в режиме реального времени. «Результатом этого становятся 1) значительное и постоянное возрастание роли экономики в жизни социума; 2) последовательное сокращение и ослабление регулирующих функций, традиционно являвшихся прерогативой государства; 3)обретение упомянутыми выше связями принципиально нового качества, требующего 4) их организации в форме ранее никогда в подобном виде не существовавшей экономико-политико- правовой системы, которая постепенно обретает всемирный статус и начинает функционировать как единый глобальный организм, 5) формируемый качественно новыми и также сравнительно недавно созданными социальными институциями, структурами и образованиями (опять-таки относящимися прежде всего к экономической, технической, политической и правовой областям). Эти структуры 6) осуществляют свою деятельность на наднациональном и надгосударственном уровнях, 7) обладают (практически по всем параметрам) значительно большими (по сравнению с уже существовавшими их национальными, государственными аналогами и предшественниками) возможностями для осуществления

собственных функций и (в идеальном случае) 8) руководствуются едиными и неукоснительно соблюдаемыми правовыми нормами» (113. С.66).

В процессе глобализации весь человеческий мир оказался поделенным минимум на два непримиримых сегмента: первый образуют развитые страны, инициирующие процесс глобализации и извлекающие из него максимальную для себя выгоду; во второй сегмент входят развивающиеся страны, служащие источником ресурсов для первых, или страны, лишенные какого-либо доступа к благам глобализации.

Глобализация в известной мере воспроизводит во всемирном масштабе негативные стороны рыночного хозяйствования, которые в целом удалось обуздать странам Запада путем построения «социального государства». Ныне в мировой экономике господствуют финансово-олигархические силы, выносящие на глобальный уровень самые грубые формы индивидуального и группового эгоизма. Глобализация становится средством сосредоточения богатства и власти в руках отдельных людей и группировок. Словом, сегодня благами глобализации пользуются весьма неравномерно и столь же неравномерно распределяются ее издержки. Поэтому, одни страны выступают за глобализацию, а другие - против: и в том, и в другом случае налицо ценностный подход к феномену глобализации. Поскольку глобализация по-разному влияет на жизнь в разных странах, соответственно, она порождает разные реакции людей в мире. Некоторые не-западные страны, чтобы противостоять натиску глобализации, пытаются выбрать чисто традиционалистский путь развития, что ведет к застою и изоляции от современной цивилизации. «Очевидно, что мир может быть длительным только в том случае, - пишет М. Хатами, - если он справедливый и не ущемляет ничьих интересов. История доказывает, что мир никогда не был прочным и длительным, если он не был справедливым и не учитывал чаяния людей» (157. С.45-46). В результате роста неравенства и несправедливости глобальная безопасность человечества находится под угрозой. В целях выживания человечеству необходимо изменить вектор глобализации, поддерживать социально ответственный и гуманистически

ориентированный подход к решению глобальных проблем современности, опираясь на стратегию диалога цивилизаций.

Под диалогом цивилизаций мы имеем в виду такое взаимодействие различных социокультурных миров, каждый из которых осознает необходимость перосмысления собственных оснований и перспектив бытия перед лицом другого мира и относится к последнему как расширяющему горизонту собственных практик. Диалог цивилизаций означает равенство народов и их позитивное сотрудничество.

Диалог возможен только тогда, когда каждый из его участников уважает другого и относится к нему как равному. Конкретные формы, которые примет глобализация в процессе дальнейшей эволюции, будет зависеть от степени развития стратегического партнерства разных стран, общественных сил, локальных цивилизаций. Здесь сопоставляются различные интересы и ценности. И объединить их может общезначимая для всего человечества единая идея, или программа - цель. Такой идеей, на наш взгляд, может быть идея устойчивого (жизнестойкого) цивилизационного развития, то есть идея долговременного (в перспективе - бесконечного) существования человеческой цивилизации в гармонии с природой, окружающей средой, космосом. Речь идет, в частности, о синтезе идеи совершенствования мировой цивилизации и концепции устойчивого развития.

Характерной особенностью глобального социального контекста XXI века является обострение информационно- технологической борьбы за власть над планетарной человеческой жизнедеятельностью (142. С.63). Сегодня капитал оседлал постиндустриального коня и под флагом «информационализма» победно шествует по миру. В этих условиях жизненно важно поддержать усилия ООН по созданию концепции глобализации на принципах устойчивого развития и его продвижению - как на массовом уровне, так и на уровне политической и деловой элиты, а также должностных лиц, принимающих ответственные решения.

В сентябре 2000 года Организация Объединенных Наций приняла Декларацию тысячелетия, где своей главной задачей она объявила обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира. «Глобализация

может обрести полностью всеохватывающий и справедливый характер лишь через посредство широкомасштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии», - говорится в Декларации (44. С.24). Мы должны понять, что человечество едино, что мы являемся «одной семьей», живущей в общем доме, каким является планета Земля, что необходимо духовное единение всего человеческого рода на основе чувства всеобщей ответственности за все живое на Земле.

«Дух солидарности и общности со всем живым укрепляется тогда, - говорится в Хартии Земли, провозглашенной ООН, - когда мы живем с благоговением перед таинством жизни, благодарностью за дар жизни и смирением относительно места человека в природе. Нам безотлагательно необходимо создать единое представление об общечеловеческих ценностях, которые будут являться этической основой для появляющегося мирового сообщества» (Цит. по: 81. С.237). Хартия Земли в качестве такой основы рекомендует принципы устойчивого развития: а) сохранять экологическую целостность, богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений; б) применять только такие модели производства и потребления, которые поддерживают регенеративные возможности Земли и благополучие сообществ; в) защищать социальную и экономическую справедливость; г) уважать права человека, демократические институты и свободы; д) создавать культуру толерантности, ненасилия и мира; е) поддерживать нравственное воспитание для достижения устойчивого образа жизни. Источник устойчивого развития человечества заключен в разнообразии и многообразии культур. В Хартии Земли говорится, что наше культурное разнообразие является ценным наследием, и различные культуры найдут свои собственные пути к реализации своего видения устойчивого образа жизни. Мы должны расширить глобальный диалог, инициированный Хартией Земли, так как нам надо многому научиться друг у друга в поисках истины и мудрости. Мы должны найти гармонию между разнообразием и единством, индивидуальной свободой и общественным благом, традицией и современностью.

Сегодня в общественном мнении многих стран глобализация ассоциируется с экспансией западной цивилизации. «Главный вызов состоит в том, - пишет Г. Киссинджер, - что то, что обычно называют глобализацией, на самом деле просто другое название господствующей роли Соединенных Штатов» (Цит. по: 203. Р.11). Глобализация вовсе не тождественна вестернизации; хотя источником глобализации является западный мир, она представляет собой закономерный результат социальной эволюции, воплощая собою общецивилизационный дух, присущий всему человечеству.

Другими словами, исходящие от глобализации импульсы являются предвестниками формирования новой глобальной цивилизации. Внешнюю (материальную) оболочку нарождающейся глобальной цивилизации представляет собою информационная Сеть, а ее внутреннее (духовное) ядро - система общечеловеческих ценностей. Духовное пространство глобальной цивилизации формируется на новом уровне интегрального синтеза, превосходящем существующие формы цивилизационного развития. «Глобальный мир, - пишет И.А. Василенко, - необходимо созидать в диалоге цивилизаций как общее пространство многогранной духовности - всегда открытое и вечно совершенствующееся в процессе понимания другого» (16. С. 18). И здесь нам не обойтись без обращения к восточным философским системам, характерной чертой которых является глобализм воистину космического масштаба. Мы полагаем, что современная цивилизационная трансформация должна опираться на духовные традиции Востока (в т.ч. православного Востока). Эта мысль не является новой: ее поддерживали и поддерживают многие известные исследователи цивилизационных процессов. Например, B.C. Степин отмечает, что эколого-этические идеи восточных философских систем вполне созвучны современным поискам новых мировоззренческих ориентиров цивилизационного развития (135. С.696-697). Отторгавшиеся ранее техногенной цивилизацией, они приобретают новое звучание на современном этапе развития, согласуясь с представлениями науки о биосфере как целостном живом организме и со стратегиями деятельности,

осваивающей сложные, исторически развивающиеся «человекоразмерные системы».

В культурах Востока мы находим основной механизм духовного развития - самоограничение и самосовершенствование человека. Вспомним слова Будды: «Будьте сами себе своим светильником». Восток - это могучая духовная доминанта, это благоговение перед жизнью, это «трепет и святость бытия», как говорили в старину русские духовидцы. К слову сказать, постиндустриальный Запад успешно осваивает сегодня духовные ценности Востока.

<< | >>
Источник: Мантатова Л.В.. Стратегия развития: Ценности новой цивилизации. - Улан-Удэ: издательство ВСГТУ,2004. - 242 с.. 2004

Еще по теме 4.2. Глобализация и модернизация как факторы современного цивилизационного развития:

  1. Сущность, виды, процесс контроля как функции управления. Современные тенденции развития контроля. Особенности контроля в системе Г и М управления.
  2. Глава 10. РЕНТА - ФОРМА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ЗЕМЛЮ КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА
  3. 3.3. Факторы и условия развития Юга России
  4. 1.2. Регулирование внешней и внутренней среды предпринимательских структур как основа их устойчивого развития
  5. Глава 4. СОЦИОДИНАМИКА СОВРЕМЕННОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
  6. СОЦИОДИНАМИКА СОВРЕМЕННОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
  7. 4.2. Глобализация и модернизация как факторы современного цивилизационного развития
  8. 76. Территория как фактор размещения
  9. 77. Экономико-географическое положение как фактор размещения
  10. 3.1. Журналистика как фактор развития общественного сознания
  11. Этап развития команды как фактор успешного группового решения творческих задач.