<<
>>

Роль семьи в традиционном обществе

Семья – одна из величайших ценностей. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. Где как не в семье мы можем соприкоснуться с историей, с традициями. Все, что было накоплено нашими предками, от поколения к поколению передают наши деды и отцы.

Воспитательный идеал Древней Руси был ветхозаветный, суровый, исключавший самостоятельность и свободу детской личности, подчинявшей детей родительской воле. Образование было церковно-религиозным и заключалось в изучении церковно-богослужебных книг. В «Поучениях Князя Владимира Мономаха детям», автор как правитель страны наряду с советами об устройстве земли касается свойств достойного человека и хорошего христианина, несколькими словами задевает и воспитание. Рекомендуя детям человеколюбие, неустанное трудолюбие, уважение к церкви и духовенству, заповедуя им в полдень непременно ложиться спать, потому что в полдень спит и зверь, и птица, и человек.

В русском обществе с давних времен образцовой семьей была многодетная семья, а образцовой женщиной – мать в окружении многочисленных чад. Дети – как основное богатство семьи, а материнство – главная ценность женщины. Большим грехом считалось предохранение от беременности.

Многодетность являлась жизненной необходимостью. Болезни, эпидемии, войны уносили десятки тысяч человеческих жизней, и только многодетность гарантировала сохранение семейной собственности.

В русских семьях появление на свет сына было более предпочтительным, чем рождение дочери. Мальчик, выросши и женившись, приводили в дом невестку, которая пополняла число рабочих рук в семье. Появление девочки означало, что и в будущем придется отдавать в другую семью обеспечив еще при свадьбе приданным. Желание обзавестись ребенком мужского пола породило поверие, о необходимости есть особую пищу. Чтобы родился мальчик – надо есть больше «мужской пищи» мясной, соленой и перченой пищи.

А если пить в основном травяные чаи есть овощи и поститься – родится девочка.

Сразу после появления ребенка на свет мальчику перерезали пуповину хлебным ножом или другим мужским инструментом – плотницким, столярным. Иногда это делали на чисто вымытом лезвии топора, также символизировавшим мужественность. Пуповину девочки обрезали портновскими ножницами (женский символ), да так, чтобы она упала на какую-нибудь «женскую» работу, например, на начатое шитье. Считалось, что тогда девочка вырастет домовитой хозяйкой и работящей работницей. Иногда при обрезании пуповины девочки подкладывали гребенку или веретено, передавали друг другу тельце ребенка через прялку – чтобы всю жизнь умела хорошо прясть. Если практиковалось вначале перевязывание пуповины, то мальчику ее перевязывали волосами отца, скрученными с льняной пряжей, а девочке – волосами из косы матери. [4 с. 292–293].

Главным событием новорожденного в семье считалось крещение ребенка в церкви. После крестин устраивали крестильный обед, или «Бабины каши».

К люльке с девочкой привешивали – как оберег – маленькую прялку, а веретено или крохотный гребешок клали рядом с нею. [1, с. 29] Рядом с люлькой мальчиков клались или подвешивались снизу мелкие «мужские» предметы.

Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили во взаимную любовь. Ругань, зависть, своекорыстие – считалось грехом.

Хозяин – глава дома и семьи, был прежде всего посредником в отношениях подворья и земельного общества. Ведал главными сельхозработами, пахотой, строительством.

Дед (отец хозяина) – имел во всех этих делах решающий голос. Любые важные дела решались на семейных советах. Дети не могли противоречить родителям. Даже взрослый сын, уже имевший семью во всех хозяйственных и личных делах должен был подчиняться отцу.

Тему роли семьи поднимает Михаил Шолохов в романе «Тихий Дон». Перед нами суровые нравы казаков. Жизнь в станицах, жизнь в семье основана на ежедневном труде.

В казачьих семьях, с которыми знакомимся в романе, с молоком матери воспитывались такие нормы человеческого общения, как:

– Уважение старших – уважение к прожитым годам, перенесенным невзгодам, это христианская заповедь соблюдения слов священного Писания: « Перед лицом седого вставай»;

– Соблюдение формы этикета: снять шапку при появлении старшего. Это прививалось именно в семье и с ранних лет.

– Почитание старшой сестры, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней;

– Кто бы ни была женщина, к ней относились уважительно и защищали её: она будущее твоего народа;

– На людях, как ни странно сегодня кажется, между мужем и женой должна быть сдержанность, с элементом отчужденности;

– Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться даже с незнакомыми людьми.

Материнство – великое счастье, безграничная ответственность за детей до конца жизни. Отец– глава семейства, имел непререкаемый авторитет. Ему главное место за столом, первый кусок, его слово в семье – последнее.

Заботливые, внимательные отношения в здоровой семье сохранялись между детьми всю жизнь. С раннего детства детей приучали с уважением относиться к старшим: «Не смейся над старым, и сам будешь стар», «Старость к правде ближний путь знает».

Самыми верными и надежными воспитателями в семье были дедушка и бабушка. Они и сказку расскажут, лакомство припасут и игрушку смастерят. Дедушка и бабушка помогали внукам осознать важные истины: нельзя делать того, что осуждают старшие, не делать, что они не велят, нельзя бездельничать, когда отец и мать трудятся, нельзя требовать от родителей то, что они дать не могут.

С бабушкой часто устанавливались особо доверительные отношения, что подтверждает пословица: «Сын матери солжет, а старой бабе не солжет». Воспитательное влияние на внуков подкреплялось культом предков, безусловным исполнением их заветов, обычаев, традиций: «Как родители наши жили, так и нам велели».

Особое значение придавалось родительскому благословению, знали: родительское слово на ветер не молвится.

Благословение давали перед свадьбой, перед отъездом в дальнюю дорогу, перед смертью отца или матери. В народе говорят, что молитва матери со дна моря поднимает. Отец и мать были священными для детей. Еще во времена родового строя человек, поднявший руку на родителей, изгонялся из рода, и никто не смел, ему дать ни огня, ни воды, ни хлеба. Народная мудрость поучала: «Живы родители – почитай, Умерли – поминай».

Семья конца XX – начала XXI века озабочена прогрессирующей инфляцией, безработицей, недостаточным заработком. В современном обществе семья и семейное воспитание испытывают существенные трудности по ряду причин:

– усиливается расслоение семей по уровню доходов;

– растет число разводов, внебрачных детей;

– разрушается традиционная структура семьи;

– изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию.

В результате оказалась разрушенной многовековая, спонтанная передача народного педагогического опыта от родителей к детям, от старших к младшим, утрачены многие ценности, которые веками считались основой воспитания. Снижение роли семьи в формировании личности, ухудшение условий жизни и воспитания детей в родном доме, в школе – это факты, имеющие место в нашей действительности.

В Российской Федерации Международный день семьи отмечается с 1995 года. А 2008 год указом президента РФ был объявлен Годом семьи. Официально этот год стартовал 24 декабря 2007 года и проводился в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление института семьи.

Семейные традиции создаются поколениями, передаются из рук в руки, из уст в уста. Чтобы дети ценили то, что дорого их родителям. Нужно с раннего детства развивать у них чувство принадлежности к своей семье, любви к близким и трепетное отношение к семейным ценностям.

Семья – это продолжение рода, сохранение исконных русских традиций – вот те шолоховские идеалы, по которым, как по камертону, должна настраиваться история. Всегда всякое отступление от этой веками налаженной жизни, от народного опыта грозит непредсказуемыми последствиями, может привести к трагедии народа, трагедии человека. XX век с его катаклизмами достаточно нарушил музыку народной жизни. В этой музыке – истинная мудрость, которой не хватает сегодня. Библиографический список

  1. Лаврентьева Л.С. Социализация девочек в русской деревне // Мир детства в традиционной культуре народов СССР: Сб. науч. тр. – Л., 1991.
  2. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003.
  3. Шолохов М. Тихий Дон. – М., 1967.
  4. Zelenin D.K. Russische (ostslawische) Volkskunde. – Berlin; Leipzig, 1927.

<< | >>
Источник: Д.В. Чарыков (гл. ред.), О.Д. Бугас, И.А. Толчев. Традиционные общества: неизвестное прошлое [Текст]: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 25–26 апреля 2011 г. / редколлегия: Д.В. Чарыков (гл. ред.), О.Д. Бугас, И.А. Толчев. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро»,2011. – 270 с.. 2011

Еще по теме Роль семьи в традиционном обществе:

  1. Вопрос № 5. Семья религиозно-традиционного права.
  2. РОЛЬ СЕМЬИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  3. II. О КОМПОНЕНТАХ (КАТЕГОРИЯХ) ЗАКОНА ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ[44]
  4. Теоретические и институциональные основы анализа традиционных обществ
  5. Противостояние личности и общности в традиционном обществе западноевропейского Средневековья (на примере биографии флорентийца Алессио Строцци)
  6. Роль семьи в традиционном обществе
  7. 2. Имущественные преступления в обществе с традиционной экономикой
  8. СЕМЬЯ РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННОГО ПРАВА
  9. §14.3. Основные правовые семьи народов мира
  10. 9.1. Правосознание переходного общества
  11. 2.1 ДИХОТОМИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ФОРМЫ СОГЛАСОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ. ГЕНЕЗИС ИДЕИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
  12. Традиционная нравственность и архетипы архаики
  13. Понятие общественного производства
  14. Человек в современном индустриальном обществе (обществе модерна)
  15. Главными функциями общественного производства являются:
  16. Цель коллективистического общества
  17. К правовому государству и гражданскому обществу
  18. 1.2. Структурно-институциональный дизайн гражданского общества:системный анализ
  19. РАЗВИТИЕ ДУХОВНОИ ЖИЗНИ КИТАИСКОГО ОБЩЕСТВА ПОСЛЕ СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
  20. § 2.3. Общественные советы при органах внутренних дел как субъекты согласования интересов полиции и институтов гражданского общества