<<
>>

Теоретические и институциональные основы анализа традиционных обществ

Исследование традиционного общества в рамках цивилизационной теории является новой для российской гуманитарной науки. Кроме того, анализ настоящего вопроса является и актуальным, поскольку в ряде регионов России на экономическое поведение субъектов хозяйствования продолжают влиять отдельные элементы и институты, характерные для традиционного общества.

Традиционное общество – это общество, регулируемое традицией, укоренённой в сознании, поведении, отношениях, быту. Стабильное сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие, а общественный уклад характеризуется жёсткой сословной иерархией и существованием устойчивых социальных общностей. Для традиционного общества как этапа развития человечества характерны: преобладание аграрного уклада; стабильность структуры; сословная организация; низкая мобильность; низкая ожидаемая продолжительность жизни; доминирование ручного труда. В нём преобладают коллективистские мотивы экономического поведения, а индивидуализм не приветствуется (т.к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению устоявшегося порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерен примат коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства, клана и т.п.). По своей природе они авторитарны и не плюралистичны. Авторитаризм необходим, в частности, для пресечения попыток несоблюдения традиций или их изменения.

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи. Большинство людей в традиционных структурах на протяжении всей жизни обитают в локальном сообществе (например, дагестанский аул). При этом связи с «большим обществом» довольно слабые.

Иначе, традиционные структуры характеризуются низким уровнем развития внешних связей, а уровень развития внутренних связей довольно высокий. В качестве примера последних можно выделить родственные связи, формирующиеся внутри локального сообщества. Причём они демонстрируют жёсткую устойчивость на протяжении веков, а также сохраняют устойчивость и на современном этапе.

Традиционное общество является чрезвычайно устойчивым. В древности изменения традиционного общества происходили чрезвычайно медленно – на протяжении поколений, практически незаметно для отдельного человека. Отдельные периоды ускоренного развития имели место и в традиционных обществах. Но даже в такие периоды изменения осуществлялись медленно по современным стандартам, а по их завершению общество снова возвращалось к относительно статичному состоянию с преобладанием циклической динамики.

На определённых этапах традиционные общества подвергались модернизации, что было связано, в основном, с развитием торговли. Например, греческие города-государства, средневековые самоуправляемые торговые города. В Дагестане, например, это имело место применительно к городу Дербенту, соединявшему Запад и Восток (благодаря уникальному географическому расположению). Город находился на стыке цивилизаций и выступал локомотивом торгово-экономического развития всего восточного Кавказа. Всесторонняя модернизация традиционного общества в общемировом плане начала происходить лишь с XVIII века в результате промышленной революции.

Мнения о необходимости (и степени) модернизации традиционных обществ существенно расходятся. Однако развитие современных экономических систем непременно предполагает изменения в традиционных обществах.

Одним из важнейших институтов традиционного общества является семья. Современный институционализм объясняет это тем, что семья защищает своих членов от неопределенности. Семья (малая или большая) обеспечивает ее членам возможность полагаться на помощь остальных. Иначе, система взаимопомощи снимает множество факторов неопределённости и налагает такое же множество обязанностей.

Семья в дагестанской общине, известной как джамаат, – это некий микромир, или мини – государство, обеспечивающее ее членам не только взаимопомощь, но взаимоконтроль. Члены семьи осуществляют контроль друг за другом в целях предотвращения лености или беспечности. Она позволяет пользоваться иными преимуществами защиты, обеспечиваемой родней. В семьях традиционного общества альтруизм более распространен, чем в других организациях, так что автоматические реакции альтруистичных членов семьи побуждают даже эгоистичных членов учитывать в своем поведении их интересы.В противном случае их ждет наказание за эгоистичное поведение.

Другим, не менее важным атрибутом традиционного общества является институт старшинства. Причиной этого явления является консервативный, неизменяющийся характер общества. В подобных условиях опыт, навыки, знания и умения, накопленные старшим поколением, передаются молодому поколению. Создается ситуация, что опыт и знание старших представляют особую ценность молодому поколению. Выше мы отметили, что пресечение попыток несоблюдения традиций или их изменения обеспечивается авторитарным характером общества. Формой проявления последнего и является институт старшинства. Старейшина в традиционном обществе пользуется непререкаемым авторитетом, т.е. старейшина – авторитет. И старший – авторитет. Уважение к старшему – необходимое условие устойчивого существования консервативного общества. Однако, наряду с позитивной стороной, в институте уважительного отношения к старшему присутствует и негативная сторона, проявляющаяся в возникновении отношений власти – подчинения между двумя взаимодействующими сторонами. Слова и распоряжения старшего не подвергаются сомнению, не обсуждаются и выполняются младшим неукоснительно.

Весьма высока роль института родства или родственных связей в традиционных обществах. Особое значение придается кровному родству и происхождению. Как правило, родственники встречаются довольно часто, чтобы обмениваться подарками, планировать семейную стратегию, обучать младших членов семьи, надзирать и контролировать деятельность и поведение друг друга.

Однако эти частые контакты и контроль ограничивают сферу частной жизни членов семьи. Систему взаимопомощи и взаимовыручки, осуществляемую в традиционном обществе, можно иначе назвать семейным страхованием, которое осуществляется путем дарения и кредитования членов семьи, находящихся в тяжелом положении.

В современности наблюдается переосмысление роли родственных связей в общественной жизни. И это отрадно, поскольку до совсем недавних пор они рассматривались как рудименты, сохранившиеся после феодального строя, предшествовавшего советскому периоду развития. (В историко-экономической науке было принято считать, что северо-кавказские горские общества перешли к социализму минуя капиталистическую стадию формационного развития). Так, в интервью газете «Дагестанская правда» Президент Республики Дагестан Магомедов М.М., говоря о роли и значении родственных связей, отмечает: «В Дагестане, как и во всех республиках Северного Кавказа, всегда были очень крепкие семейные, родственные связи. Её нельзя путать с клановостью в том смысле, в котором она воспринимается сейчас. Кланы – это тухумы, роды, тейпы, это нормальная организация кавказского общества. И большинство этих кланов, их энергию или их организованность можно и нужно использовать в созидательных целях. … Если рассматривать клановость как монополизацию политической и экономической власти, то, безусловно, её необходимо искоренять. Такая клановость недопустима... А с традиционной родственной поддержкой друг друга, с этим не нужно бороться, это нужно использовать, наоборот, во благо всего остального дагестанского общества» [2, с. 2].

Солидарность с ним проявляет и Полномочный представитель Президента РФ в СКФО А.Хлопонин в интервью СМИ, отмечая, что тема клановости «раздута»: «Когда люди объединены родственными связями, национальными связями – это не всегда плохо» [1]. Что же значит использование родственных связей в экономической деятельности? Надо полагать, что при этом используется потенциал доверительных отношений, свойственных родственным связям.

А это влияет на снижение трансакционных издержек. Но это только с одной стороны. Наряду с очевидным экономическим эффектом от их использования, это может привести и к незаметному росту издержек при условии, что доверительные отношения могут быть использованы в эгоистических, мошеннических целях одним из субъектов взаимодействия. В этой связи на помощь призывается механизм правового регулирования родственных отношений в экономической сфере. Но данный аспект ещё крайне недостаточно изучен наукой и потому, пока рано предлагать те или иные правовые регуляторы. Вместе с тем, следует отметить, что власть впервые признаёт роль и значение специфической системы экономических отношений, свойственных исследуемому региону. Это весьма важно с точки зрения понимания роли родственных отношений в общественном поведении и экономической практике. Настал период их теоретического анализа, проведения глубоких научных исследований и более всестороннего осмысления и использования в общественно-экономической практике. Научный анализ институтов традиционного общества, определение путей их модернизации должен стать краеугольным камнем исследований региональной экономической науки. В современной общественной жизни региона традиции (на местном наречии – адаты) занимают весьма устойчивое положение. Субъекты хозяйствования сталкиваются с ними во всех сферах экономических отношений: производстве, распределении, обмене и потреблении. Именно потому игнорировать традиционные институты и их реальное значение в формировании гражданского общества недопустимо.

Институты традиционной экономики сами по себе имеют громадное значение для модернизации. Например, в Японии модернизация была осуществлена в рамках национальной традиции и не сопровождалась уничтожением традиционных институтов и жизненных укладов. Ведь до совсем недавнего времени традиционные институты, обычаи и соответствующий способ мышления рассматривались как препятствия к развитию общества, как явления отмирающие, не способные ни реально противиться современным формам жизни, ни сосуществовать с ними.

На них смотрели как на рудимент, который должен был исчезнуть по мере углубляющейся модернизации общества. Однако реальная картина современного северо-кавказского региона такова, что институты модерна и традиционные институты «мирно сосуществуют». Они сосуществовали и в советский период, причём довольно-таки успешно (хотя на официальном уровне этот факт не признавался). Определение путей гармоничного сосуществования традиции и модерна – именно такова должна быть красная линия научных исследований экономистов, историков, социологов, психологов, этнологов и специалистов других профессий, анализирующих традиционные общества в истории и современности, а также теоретико-методологические основы механизма модернизации традиционных обществ. Библиографический список
  1. Изменение климата на Кавказе. Интервью А. Хлопонина газете «Коммерсантъ» // Коммерсантъ. – 12 ноября 2010 г.
  2. Магомедов М.М. Не надо путать родственные связи с клановостью. Дагестанская правда. 2010, 5 октября. С.2.
Е.В. Ахмаева

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

<< | >>
Источник: Д.В. Чарыков (гл. ред.), О.Д. Бугас, И.А. Толчев. Традиционные общества: неизвестное прошлое [Текст]: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 25–26 апреля 2011 г. / редколлегия: Д.В. Чарыков (гл. ред.), О.Д. Бугас, И.А. Толчев. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро»,2011. – 270 с.. 2011

Еще по теме Теоретические и институциональные основы анализа традиционных обществ:

  1. «Человек институциональный»
  2. ФАКТОРНО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
  3. СИСТЕМА СТРАТЕГИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА
  4. 1.1. Концептуальные основы формирования моделей экономического поведения предпринимательских структур
  5. 2.2. Институциональные аспекты в механизме частно-государственного партнерства
  6. Глава 33. СОЦИОЛОГИЯГЛОБАЛИЗАЦИИ: ГЛОБАЛЬНЫЙСОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  
  7. Теоретические и институциональные основы анализа традиционных обществ
  8. Методологическая основа курса «Юридическая глобалистика»
  9. § 1.5. Виртуализация права в глобализуемом обществе
  10. Теоретические и методологические аспекты обоснования экспорта ПИИ из развивающихся стран и государств с переходной экономикой
  11. 1.2. Эволюция парадигмы экономической науки в процессе общественного развития
  12. Введение. Модель общественного богатства: исходные условия и метод построения