<<
>>

Традиционные народные ремесла в условиях модернизации

Культура создается на протяжении всей истории человечества. Каждое поколение людей вносит в нее свои ценности. Беречь, осваивать и развивать культуру – необходимое условие дальнейшего прогресса общества.

Интенсивная модернизация среды обитания современного человека, стремительно меняющаяся под влиянием новейших технологий, должна быть совмещена с культурной преемственностью образа жизни.

В век высоких технологий и применения разнообразных современных материалов человечество вновь обращается к истокам древних ремесел, к культурным и историческим ценностям родного края, так стало доброй традицией возрождать старинные народные ремесла по изготовлению бытовых изделий, домашней утвари, изделий декоративно-прикладного искусства, одежды, обуви и головных уборов.

В последнее время стало доброй традицией возрождать старинные народные ремесла по изготовлению бытовых изделий, домашней утвари, изделий декоративно-прикладного искусства, одежды, обуви и головных уборов. Актуальность работы обусловлена возвратом интереса к войлоку и производству изделий из него, как древнему ремеслу кочевых народов, переживающему в настоящее время своё новое рождение.

Войлок - одно из замечательных изобретений человечества. Так называют обработанную по специальной технологии шерсть и изделия из него, т.е. это вид непряденого текстиля, полученного путем взаимодействия натуральной шерсти, горячей воды и мыла при помощи рук человека [6, с. 5]. Роль и функциональное значение войлока очень велико.

Войлок является экологически чистым природным материалом, полезным для здоровья. Как показывают результаты иглотерапии и акупунктуры, войлок, воздействуя на биоактивные точки, может не только производить массаж, но и вырабатывать статическое электричество. М. Ягафарова, ссылаясь на исследования заслуженного врача РБ, кандидата медицинских наук И. Хизиятова, отмечает, что весенний войлок хорошо зарекомендовал себя при лечении таких заболеваний, как радикулит, артрит, ревматизм, болезни суставов.

Валенки и шерстяные носки, варежки, дольше других изделий сохраняя тепло, дарили людям здоровье [9, с. 166].

Это древнейшее ремесло, возникшее из потребности утепления жилища, обязано своим происхождением кочевому образу жизни многих народов земного шара. Так, например башкиры использовали войлок для украшения и утепления юрт, изготовления паласов, ковров, кошм, полотенец, подушек, чепраков, упряжи, сарыка, головных уборов, одежды и обуви, а также применяли во многих традиционных обрядах - семейно-бытовых, свадебных и религиозных.

Но до сегодняшнего времени «никто не может точно сказать, когда и как появился этот материал. На сей счет существует много теорий. По одной из них, войлок появился случайно, когда шерсть в ходе её использования свалялась. Произошло это примерно в 6 тысячелетии до н. э.», - пишет в своей книге «Искусство выделки войлока» Мэри Беркетт – глава Международной ассоциации мастеров по войлоку. Со временем войлок выходит за рамки чисто практического предназначения, он активно используется в обрядовых церемониях и декоративном убранстве не только юрт, но и оседлых домов. Веками накопленный опыт изготовления войлока и его декорирования обеспечил огромное значение войлочного искусства как ценнейшего культурного наследия предков [5, с. 29].

Основным сырьём для изготовления войлочных изделий является шерсть овечья (грубая, полугрубая, полутонкая и тонкая). Шерсть – это материал с хорошим теплоизоляционными свойствами, т.к. ее волокна, благодаря повышенной извитости, обладают минимальной теплопроводимостью. Шерсть – единственный из всех натуральных волокон, обладающее таким ценным свойством, как валкоспособность, обеспечивающая возможность получения разнообразных валяльно-войлочных изделий.

Существует несколько способов изготовления войлока. Традиционная технология изготовления войлока состоит из следующих этапов:

? подготовительный этап, включающий обработку шерсти;

? свойлачивание шерсти или создание основы для войлока, т.е.

предварительное уплотнение войлока;

? декорирование войлока или нанесение узора;

? «валяльная» работа («вкатывание» внешнего слоя нанесенного изображения в основу и уплотнение войлока);

? заключительный этап, включающий обработку и отделку войлока.

Войлок – удивительно пластичный, экологически чистый, универсальный и, несмотря на свое древнее происхождение, современный материал, привлекающий все больше и больше исследователей своей красотой и прочностью, мягкостью и естественностью. В современном обществе постепенно возрождается приемы изготовления изделий для дизайна в оформлении интерьерного пространства: арт-объекты, настенные панно и иные предметы дизайна среды, а также одежды, обуви, головных уборов из этого уникального материала, имеющего большое будущее.

Развитие различных видов народных ремесел, в том числе производство изделий из войлока имеет ограничения, связанные с высокой степенью использования ручного труда. Поэтому необходимым и целесообразным является включение этого традиционного промысла в перечень приоритетных направлений различных государственных программ Республики Башкортостан, касающихся развития культурного наследия, туризма и малого бизнеса. Особую значимость это имеет для Уральского региона республики, имеющего наиболее благоприятные условия для развития традиционных ремесел башкир – культурные, природно-климатические, этнографические и исторические.

Подводя итог, отметим, что возрождение, развитие и сохранение народных традиций валяния войлока, а также изучение технологического процесса создания войлочных изделий и выявление художественных возможностей войлока при изготовлении современной одежды, предметов дизайна среды и т.д. способствовало бы формированию эстетического вкуса, ответственности за сохранение народных традиций, переосмыслению значения и роли войлока в условиях модернизации, а также бережному отношению воспроизводства и передачи культурного наследия. Библиографический список

  1. Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М, Шитова С.
    Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: этническая история и традиционная культура. – Уфа, 2002.
  2. Гусейнов Г.М., Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю., Ляхова Н.Б., Финашина Е.М. Композиция костюма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений 2-е изд., стер. – М., 2004.
  3. Давлетшина З. Возрождение войлока (история и современность) // Ватандаш. – 2009. – №7. – С. 165-174.
  4. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М., 2001.
  5. Масалимов Т.Х., Ахадуллин В.Ф. Художественный войлок: учебно-методическое пособие. – Уфа, 2007.
  6. Семпелс Е.Б. Энциклопедия войлока. Возвращение мастерства (книга 1). – М., 2009.
  7. Шитова С. Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). – Уфа, 2006.
  8. Шинковская К. А. Вещицы из войлока. – М., 2001.
  9. Ягафарова М. Башкорт кеезе… // Вечерняя Уфа. – 2009. – 28 февраля/6 марта.

    С. 6-7.

Г.Н. Валиахметова

Башкирский государственный педагогический университет

<< | >>
Источник: Д.В. Чарыков (гл. ред.), О.Д. Бугас, И.А. Толчев. Традиционные общества: неизвестное прошлое [Текст]: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 25–26 апреля 2011 г. / редколлегия: Д.В. Чарыков (гл. ред.), О.Д. Бугас, И.А. Толчев. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро»,2011. – 270 с.. 2011

Еще по теме Традиционные народные ремесла в условиях модернизации:

  1. Глава IVОСОБЕННОСТИ ЕДИНСТВА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ( Предварительные замечания)
  2. 3.3. Факторы и условия развития Юга России
  3. ОЧЕРК ПЕРВЫЙ
  4. V. Заключение (92с) КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ДИАЛОГУ
  5. КОСМОС И «КОСМИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ»
  6. ВВЕДЕНИЕ
  7. Глава 2 ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ МУСУЛЬМАНСКОЙ РЕФОРхМАЦИИ
  8. Оглавление
  9. Традиционные народные ремесла в условиях модернизации
  10. О СВЯЗИ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И СТИЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  11. §3. Организация и деятельность местных органов государственного управления
  12. 2.3. Примордиальные установки Хиндутвы: Голвалкаризм.
  13. Тема 2. Исторические типы философии
  14. Германия в тени Наполеона: катастрофы и реформы
  15. Глава II. Историография истории Древней Греции
  16. § 3. АВСТРИЯ B МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД