<<
>>

  § 36. Самосознание и рефлексия  

«Рефлексия» — часто употребляемый термин, в широком смысле практически совпадающий с термином «самосознание». Различие заключается в том, что понятие самосознания применяется для обозначения состояния сознания, а в рефлексии акцентируется деятельный момент.
Это- мышление, познание. Но есть и другое отличие. Самосознание и рефлексия различаются объектом. В самосознании отражается человек как нечто целое, как единство субъективного и объективного, идеального и материального. Рефлексия же обращена на сознание, имеет своим объектом субъективный мир человека, идеальное. Это мышление, исследующее самое себя, свои собственные формы, предпосылки, методы. Для него характерен критический анализ, оценка противоречий сознания, поиск способов их разрешения.
Различают элементарную рефлексию, научную и философскую. Элементарная рефлексия свойственна обычным людям и функционирует в сфере их реальной жизнедеятельности. Это размышления, возникающие непосредственно в процессе существования человека, оценивающие его цели, планы, способы действия, нормы, которым он вынужден подчиняться или которые намерен изменить. Оцениваются выбор пути, решений, которые предлагает собственное мышление, диалоги и дискуссии с другими людьми и самим собой. Сюда относится вся область интроспективной психологии, подверженная критическому рассмотрению при помощи средств обыденного сознания. Признаками наличия рефлексии являются легкий скепсис в отношении собственных мыслительных способностей и возможностей, определенная доля сомнения, свойственная рассудку, критический настрой в свой адрес. Вообще критика и самокритика — совершенно необходимые моменты рефлексивного сознания.
Рефлексия не совпадает с самосознанием. Однако в обыденном сознании часто случается так, что рефлексивная самооценка человека в какой-либо одной области (удачи или неудачи в работе, личной жизни) переносится на другую и при повторении становится универсальной. То есть характеризует самосознание как таковое. Заниженная или завышенная самооценка существенным образом сказывается на восприятии человека другими людьми, а тем самым на всей жизнедеятельности.
Научная рефлексия представляет собой критический анализ теоретического знания, его основ, форм, истории при цомощи принципов, норм и образцов, принятых в данной области науки. Теоретическое знание здесь исследуется с точки зрения эффективности его методов, оснований, доказательности, критериев, границ применимости. Научную рефлексию осуществляют специалисты, ученые, обладающие комплексом соответствующего инструментария.
Философская рефлексия — это осмысление предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом. Объектом философской рефлексии выступают философские теории, учения, направления в их теоретическом и историческом ракурсах, их источники, способы обоснования, построения, отношения к науке. Философская рефлексия с необходимостью имеет критический характер. Но ей свойствен не только критический пафос. Она использует совокупность исследовательских методов, способствующих обнаружению ранее неизвестного, получению нового знания. С их помощью проявляется непроявленное, проясня- ется неясное. Полученное знание открывает новые стороны, расширяет пределы, обнаруживая особую смысловую значимость.
Все виды рефлексии являются специфическим свойством сознания людей. Обращаясь к собственному сознанию, к памяти, рефлексирующий человек поневоле захватывает и бессознательную сферу психики, подчас находя в ней ответы на интересующие его вопросы. В философии этот процесс получил воплощение в «теории воспоминаний» Платона. Платон вообще понимал познание как рефлексию, как обращенное внутрь мышление, «вспоминающее» объективно существующие в психике идеи.
Применительно к отдельному человеку он может обладать не одним видом рефлексирования, а сразу двумя или тремя. То есть, осуществляя научную рефлексию и вообще успешно занимаясь научным творчеством, он может вступать в диалоги с другими людьми и самим собой на языке элементарно рефлексирующего сознания. Более того, перенося самооценку, сложившуюся у него в области науки, на другие области жизнедеятельности, человек делает эту самооценку универсальной и становится обладателем неадекватного самосознания.
Виды рефлексии относительно самостоятельны в силу структурности общественных форм деятельности и отношений, различия форм сознания и самих субъектов. Они имеют отличительные черты и вместе с тем общее основание, кроющееся в природе человеческого сознания. Философия сознания позволяет анализировать эти виды, их специфику и взаимосвязь, соотношение с сознанием, бессознательным, самосознанием, свойственными человеку и его сообществам. Рефлексия рациональна, а в науке и философии носит теоретический характер. Это принцип человеческого мышления, выполняющий функцию контроля, управления деятельными процессами человеческой психики.
<< | >>
Источник: Звездкина Э. Ф. и др.. Теория философии/Э. Ф. Звездкина й др. — М.: Филол. о-во «СЛОВО»; Изд-во Эксмо,2004. — 448 с.. 2004

Еще по теме   § 36. Самосознание и рефлексия  :

  1. 1.1. Развитие представлений о рефлексии в философии
  2. 1.2. Развитие представлений о рефлексии в психологии
  3. 1.3. Что такое рефлексия в современной психологии
  4. 1.4. Механизм рефлексии или как думать рефлексивно
  5. 1.5. Роль рефлексии в психическом развитии человека
  6. 1.6. Развитие рефлексии в онтогенезе
  7. 2.2.3. Рефлексивные процессы в самосознании учителя
  8. 2.2.4. Рефлексия в создании имиджа учителя
  9. 37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ
  10.   § 36. Самосознание и рефлексия  
  11. 3
  12. Общая классификация ценностей а)              классические подходы к построению классификации ценностей
  13. 3. Структура сознания
  14. Проблема сознания в историко-философской традиции.
  15. КОЛЛИНГВУД
  16. 1. Самосознание в себе
  17. 3. Рациональное и иррациональное, материальное и идеальное в познавательной деятельности
  18. 37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ