<<
>>

  § 5. Принципы классификации философских сообществ в истории  

Философия, взятая в исторической перспективе, представляет собой удивительное разнообразие идей и взглядов, подходов и аргументаций, способов толкования мудрых крылатых изречений. Но данное разнообразие имеет и общие черты, проявляющиеся на глубинных уровнях осмысления процесса, что побудило выработку ряда понятий, помогающих исследовать историческую драму философских идей.
К таким понятиям относятся следующие: школа, учение, направление, течение, тенденция, традиция и др.

Философское учение — это система воззрений того или иного мыслителя, логически связывающая все или большинство разделов философского знания. Ключевым моментом здесь выступает авторство, личность философа и определенная законченность, оформленность его размышлений. Говоря о форме и законченности учения, мы имеем в виду не внешние границы, устную или письменную форму изложения. Речь идет о ряде принципиальных положений, составляющих основу данной системы взглядов, основу, по которой определяются традиция и новации, делающие автора значимым в историко-философском процессе.

Философская школа — это форма философского сообщества, отличающаяся единством взглядов, установок, некоторых правил и методик, характерным для ее представителей. Первой философской школой считается Милетская. Но можно ли назвать ее школой, задает вопрос исследователь античности А. С. Богомолов. Возможно, это просто группа ученых, исторически следующих один за другим и воспринимающих идеи по цепочке от учителя к ученикам? Однако в Древней Греции уже существовали различного рода школы, состоящие из представителей того или иного знания или деятельности. К ним можно отнести объединения врачей (Асклепиады, затем Косская и Книдская школы),

20

певцов, художников. «Аналогичная традиция представлена, видимо, и Милетской школой философов, Пифагорейским союзом, Элейской школой... Правда, это было еще не то, что появилось в IV в.

до н.э., когда возникают Академия — школа Платона и Ликей — школа Аристотеля. И все ясе налицо некоторая общность взглядов, традиции, методики. В Милетской школе эта общность представлена единством вырабатываемой установки — изучение «природы», «фисиология» занимает интересы этих мыслителей».18

Возникновение школы как сообщества обусловлено динамикой культурной жизни мыслящих людей того или иного места и времени. Названия школ определялись по-раз- ному: то местом (Афинская школа, Франкфуртская школа, стоики), то временем (эллинистические школы, неоплатоники, неопозитивисты). Часто школу выделяют по имени ее создателя (эпикурейцы, конфуцианцы).

Философскую школу отличает характер предпочтительных объектов, вопросов и особенностей их решения (софисты, скептики, схоласты). Школы, существующие в одно историческое время, особенно в периоды крупных социальных изменений, находятся в состоянии противодействия и борьбы. Так, в Китае в эпоху становления феодализма возникла ситуация, получившая название «соперничество всех школ», главными из которых были конфуцианцы, монеты, даосисты, легисты, номиналисты и школа сторонников инь и ян.

Философские вопросы воспринимаются как вечные и неизменные, поскольку из века в век сохраняются и требуют своего решения. Однако это не означает, что они не изменяются, абстрактны и неисторичны. Раскрытие их исторического характера означает переосмысление их заново, означает выработку новых подходов и процедур философского осмысления. Так, современное понимание проблемы ¦человек и природа» представляется качественно иным, нежели в Новое время. И это понимание обусловлено новым Уровнем способов практического и духовного освоения природы людьми в различные периоды исторического развития общества.

Исторический характер философских вопросов позволя- ет рассматривать школу исторически. Например, в разви- тии скептической школы различают три периода: ранний скептицизм (Пиррон), академический (Аркселай, Карнеад) и поздний скептицизм (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик).

Все три периода по времени занимают шесть веков, за которые скептицизм претерпел ряд изменений. При всех различиях отдельных направлений и этапов, они имеют общие, типические черты скептической философии. Более того, представители третьего периода (Энесидем, Секст Эмпирик) в значительной мере возобновляют пирронизм в наиболее полном и систематизированном виде. В отношении вещей, искомых в философии, отмечает Секст Эмпирик в «Пирроновых положениях», «одни говорили, что они нашли истину, другие высказывались, что воспринять ее невозможно, третьи еще ищут».19 Те, кто еще ищет, и есть скептики.

Философская школа, сосредоточивающая внимание на определенном круге проблем, решение которых имеет общие черты, в историческом плане может рассматриваться как специфическое философское течение. Так часто называют повторяющиеся в истории одинаковые решения частных, но принципиально важных философских проблем. Эти частные проблемы, как правило, затрагивают целые разделы философии, онтологию или гносеологию. Например, сенсуализм и рационализм. Сенсуализм — направление в гносеологии, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. Он противостоит рационализму и близок эмпиризму. Рационализм признает разум основой познания и поведения людей и поэтому противостоит сенсуализму и иррационализму. Исторически рационалистические традиции восходят к древнегреческой философии. Как система гносеологических воззрений рационализм складывается в Новое время в результате развития математики и естествознания. Принципы рационализма разделяли как материалисты, так и идеалисты (Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Классический рационализм обращается к разуму как единственному научному источнику знания. Однако это течение под влиянием социальных условий и критики со стороны иррационализма в конце XIX — начале XX столетия меняет свою форму. Возникают школы неклассического рационализма. Неопозитивизм осуществля- ет поиск социально-культурных оснований и границ рационализма, который привел к неоправданному выводу всей онтологической проблематики из области философии.

Философское направление (линия, традиция) образуется в результате решения основного вопроса философии — об отношении сознания к материи. Этот вопрос в буквальном смысле основной, поскольку предполагает выбор субстанции, составляющей основу всего разнообразия вещей в мире и основу самого философского учения. Кроме того, этот вопрос универсальный и выступает принципом, определяющим решение других важных проблем философии, способом развертывания понятия в систему. Например, материалистическое решение основного вопроса создает теоретическое основание для монистического понимания философской картины мира, для понимания сознания как состояния материи, для доказательства «единства мира». Между тем идеализм, даже если он оценивает себя как монистическое (основанное на одной субстанции) учение, всегда содержит внутренний дуализм, или, как говорил известный немецкий философ JI. Фейербах, «теологическое удвоение мира». Признавая первичным духовное начало, идеализм на научной основе не может вывести материю из сознания.

Материализм, как правило, ведет к признанию принципиальной познаваемости мира. В познавательном аспекте сознание здесь рассматривается как отражение действительности, что подтверждается длительной историей науки. В то время как идеализм, даже декларируя познаваемость (Г. Гегель), на самом деле относит ее только к идеальному предмету, а не к природе, не к материи.

Таким образом, решение основного вопроса философии, означающее выбор субстанции (материалистическое, идеалистическое, дуалистическое, плюралистическое), составляет идейный фундамент учения, существенным образом влияет на толкование понятий и принципов, на способ их употребления. Решение этого вопроса определяет отношение философии к науке, использование научных данных в трактовке материального и идеального, их взаимной связи и зависимости. Будучи не только основным, но и самым общим вопросом, он определяет самую глубокую позицию философа, которая чрезвычайно трудно доказуема и так же трудно опровергаема. Эта позиция, возникнув в истории философии на заре ее юности, сохраняется, повторяется, дискутируется до сих пор и означает такую форму преемственности в развитии философских идей и учений, как направление.

Главными философскими направлениями выступают материализм и идеализм. В течение всей истории философии, во всяком случае начиная с IV—III вв. до н.э., материализм и идеализм определились как противоположные линии, обусловливающие специфическое решение всех философских вопросов, рассматриваемых философом. Так, Платон, отдающий предпочтение «идеям», имеющим статус субстанции, с этой позиции решает и психофизиологическую проблему, и проблему структуры сознания, познания, вопросы государственности.

Противоположность материализма и идеализма в античности представлена великими именами Платона и Демокрита. Следует отметить, что отдельные философы,.а также их школы вовсе не являются «чистыми» материалистами или идеалистами, но, как правило, склоняются к тому или другому направлению, имеют ту или иную тенденцию развития. Они занимают некоторые промежуточные позиции, что приводит иногда к эклектике и внутренним противоречиям. Но, несмотря на отсутствие классической упорядоченности, эти противоречия играют важнейшую роль в развитии философской мысли, ибо стимулируют постановку новых проблем, требующих исследования. Философские системы, как бы они ни были логичны внутри себя, являются открытыми системами, то есть развиваются исторически.

Демокрит и Платон, Б. Спиноза и Г. Лейбниц, П. Гольбах и Дж. Беркли, К. Маркс и Г. Гегель, Г. В. Плеханов и В. С. Соловьев, В. И. Ленин и Э. Мах представляют две линии, две тенденции в философии, определяемые решением основного ее вопроса. Рассмотренные понятия выполняют методологическую функцию в историко-философском исследовании. Они помогают взглянуть на историю философии как на целостный процесс, включающий в себя общие и особенные черты философского знания различных исторических периодов.

Общая теория философии, предлагаемая к изучению, включает в себя ряд разделов: учение об общих принципах бытия (онтология), теорию познания (гносеология), учение

  1. путях познания, способах организации и построения теоретического или практического освоения действительности {методология), учение о научном знании (эпистемология).

Примечания к Главе I:

  1. Фрагменты Гераклита // Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 51.
  2. Там же.
  3. Лурье С. Я. Демокрит. Л, 1970. С.559.
  4. Фрагменты Гераклита // Материалисты Древней Греции. М., 1955. С.45.
  5. Чанышев А. Н. Курс лекций подревней философии. М., 1981. С.137.
  6. Фрагменты Гераклита / / Материалисты Древней Греции. М., 1955. С.43, 51.
  7. Чанышев А. Н. Курс лекций подревней философии. М., 1981. С.133.
  8. Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении // Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 155,157.
  9. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 443.
  10. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С.146.
  11. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в 3-х т. М., 1961—1963.
  12. Богомолов А. С. Античная философия. Изд-во Моск. ун-та, 1985. С.31.

,3 Соловьев В. С. Соч. в 2-х тг. М., 1989. Т.2. С.422.

    1. Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении // Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 168.
    2. См.: Лекторский В. А., Швырев В. С. Методологический анализ науки // Философия, методология, наука. М., 1972.
    3. Купцов В. И. Философия как наука // Философское сознание: Драматизм обновления. М., 1991. С.100.
    4. Пуанкаре А. Ценность науки. М., 1906. С.123-140.

Q 41 Богомолов А. С. Античная философия. Изд-во Моск. ун-та, 1985.

19 Секст Эмпирик. Сочинения: В 2-х т. - М.: Мысль, 1976. С.207. Литература:

. Богомолов А. С. Античная философия. — М.: Изд-во Моск. ун-та , 1985.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. — М.:

      1. фогресс,1990.

Материалисты Древней Греции. — М.: Политиздат, 1955. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. — М.: ^Дея-Пресс, 2000.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. — М.: Мысль, 2001. Ойэерман Т.И. Основные философские направления. — М., 1984. Рассел Б. Проблемы философии. — М.: Республика, 2000. Словарь' философских терминов. — М.: ИНФРА-М, 2004. Соколов В. В. Философия в исторической перспективе / / Вопросы философии, 1992. — №12.

Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

Чанышев А. Н. Начало философии. М., 1982.

Философское сознание: драматизм обновления. — М.: Политиздат,

1991.

Философия. Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики, 2004. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.

 

<< | >>
Источник: Звездкина Э. Ф. и др.. Теория философии/Э. Ф. Звездкина й др. — М.: Филол. о-во «СЛОВО»; Изд-во Эксмо,2004. — 448 с.. 2004

Еще по теме   § 5. Принципы классификации философских сообществ в истории  :

  1. 1.5. История возникновения и развития юридической психологии
  2. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА В ТРУДАХ Г. В. ЛЕЙБНИЦА, И. КАНТА, Ф. В. ШЕЛЛИНГА И Г. ФРЕГЕ 
  3. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В МАРКСИСТСКОЙ ГНОСЕОЛОГИИ 
  4.   § 5. Принципы классификации философских сообществ в истории  
  5.   2.7.2. Философские категории и понятия медицины  
  6.   3.1. Философские проблемы техники 3.1.1. Философия техники и методология технических наук 
  7. 4.14. Философские проблемы специальных наук 4.14.1. Философские и методологические проблемы филологических дисциплин  
  8.   4.14.3. Философские проблемы образования и педагогики
  9.   4.14.8. Философско-методологические проблемы экономической науки  
  10. Глава 2. Книга «Россия и Европа» – новое слово в историософии
  11. Общая классификация ценностей а)              классические подходы к построению классификации ценностей
  12. ПОЗИТИВИЗМ. О. КОНТ. Г СПЕНСЕР
  13. В. ДИЛЬТЕЙ, В. ВИНДЕЛЬБАНД, Г РИККЕРТ
  14. А.М.Блок ГЕГЕЛЬ: «ХИТРОСТЬ МИРОВОГО РАЗУМА»