<<
>>

  Современная наука  

В Новое время произошел великий поворот в развитии культу&ры — наука поднялась на ее высшую ступень. С тех пор значение науки неуклонно возрастало вплоть до XX в., и вера в науку под&держивалась ее огромными достижениями.
В середине XX в. в ре&зультате растущей связи науки с техникой произошло событие, равное по масштабу научной революции XVII в., получившее на&звание научно-технической революции (НТР) и знаменовавшее новый этап в развитии научного знания.

НТР характеризуется, во-первых, срастанием науки с техни&кой в единую систему, в результате чего наука стала непосред&ственной производительной силой, а во-вторых, небывалыми ус&пехами в деле покорения природы и самого человека как части природы. Достижения НТР впечатляющи. Она вывела человека в космос, дала ему новый источник энергии (атомную энергию), принципиально новые вещества и технические средства (лазер), новые средства массовой коммуникации и информации.

В современной философии существуют два взгляда на на&уку в ее связи с жизнью человека: наука — продукт, созданный человеком (К.Ясперс), и наука — продукт бытия, открываемый через человека (М.Хайдеггер).

Наука, по К.Попперу, не только приносит непосредственную пользу общественному производству и благосостоянию людей, но также учит думать, развивает ум, экономит умственную энергию. Наука изучает мир и его эволюцию и сама является продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, «тре&тий» мир — мир знаний и навыков. В концепции трех ми- ров — мира физических объектов, мира индивидуально-психи&ческого и мира интерсубъективного (общечеловеческого) зна&ния — наука сменила мир идей Платона. Третий, научный мир стал таким же эквивалентом философскому миру идей, как град Божий Блаженного Августина в Средние века.

«С того момента, как наука стала действительностью, истин&ность высказываний человека обусловлена их научностью.

Поэто&му наука — элемент человеческого достоинства, отсюда и ее чары, посредством которых она проникает в тайны мироздания»[164]. Эти же «чары» приводили и к преувеличенному представлению о воз&можностях науки, к попыткам поставить ее выше других отраслей культуры и перед ними. Создалось своеобразное научное лобби, которое получило название сциентизма (от лат. «сциенция» — на&ука). Именно в наше время, когда роль науки поистине огромна, появился сциентизм с представлением о науке, особенно есте&ствознании, как высшей ценности. Эта научная идеология заяви&ла, что лишь наука способна решить все проблемы, стоящие пе&ред человечеством, включая бессмертие.

В рамках сциентизма наука рассматривалась как единственная в будущем сфера духовной культуры, которая поглотит ее нера&циональные области. В противоположность этому также громко заявившие о себе во второй половине XX в. антисциентистские высказывания обрекают науку на вечное противопоставление че&ловеческой природе. Антисциентизм исходит из положения о прин&ципиальной ограниченности возможностей науки в решении ко&ренных человеческих проблем и оценивает науку как опасную силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру. Да, говорят критики, наука повышает благосостояние населения, но она так&же увеличивает опасность гибели человечества и Земли от атом&ного оружия и загрязнения природной среды.

<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме   Современная наука  :