Тарабарский язык и наукообразная бе-либерда
Пренебрежительное отношение к естественному язы-ку и мышлению приводит к самым разным негативным по-следствиям. Самое невинное из них: тарабарщина, тарабар-ский язык. Этим грешит, в частности, новомодное философ-ское направление — постмодернизм.
В. Н. Сагатовский – фи-лософ, обладающий юмористическим даром – написал сати-рическое "Интервью", в котором показал неприглядную сто-рону постмодернистского увлечения специфической термино-логией. Вот это "Интервью":«Однажды я решил провести социологический экс-пресс-опрос. Увидел в метро парочку, погруженную в обще-ние в современном раскованном стиле, и задал нескольким прохожим один и тот же вопрос: “Что Вы видите перед со-бой?” Вот некоторые из полученных мной ответов.
Интеллигент средних лет и демократической внеш-ности: Это замечательно! Сексуальная революция дошла и до нас! Наш город — столица сексуальных прав!
Парень пролетарской наружности: Что, дед, завидки берут?
Бледное создание, неопределенного пола, оказавшееся постмодернистом: Я не готов к процедуре судилища. Попыт-ки квалификации смехотворны. Поиск истины бесконечен. Я мог бы дать интерпретацию и осуществить деконструкцию этого текста в аналитическом эссе.
И он принес мне статью страниц на тридцать. Вот не-которые выдержки из неё: “Это самоутверждение посредством аудио-видео-тактильного дискурса. Экзистенциальная потен-ция индивидов маркируется через регламентированный пакет удовлетворений, где машины желания в процессе публичной ритуальной верификации обнаруживают свою бытийствен-ность. Они испытывают наслаждение от осознания отнесения себя к тотальности текста. Это восхитительная провокация, преодолевающая парадигмальность насилия...
Обычный человек: А что сразу непонятно? — Обжи-маловка... Так вот и кошечки, так вот и собачечки...»
—————
Этим иронично-шутливым интервью В.
Н. Сагатов-ский продемонстрировал также пустоту наукообразной бе-либерды в философии.К сожалению, подобная псевдонаучная фразеология свойственна и многим нашим философам. Возьмем к примеру книгу одного уважаемого автора книги о мышлении (издание 1993 г.). Вот два текста:
«Итак, упорядочивание информации, ее организация в рамках соответствующих концептуальных структур является необходимым компонентом когнитивной деятельности в про-цессе получения и преобразования знаний. Однако упомяну-тые выше процедуры не исчерпывают всего объема мысли-тельной активности индивида, осуществляемой в процессе вербализации информации. Еще одно существенное звено — выделение множества свойств, задающих данный объект в рамках личностной концептуальной системы (назовем условно эту мыслительную процедуру интенсионализацией информа-ции). На разных стадиях мыслительной активности характер такого рода свойств может меняться от внешних, несущест-венных к внутренним, сущностным. В познавательном отно-шении способность интенсионализации информации весьма существенна.»
Внешне текст претендует на научность, а по сути пус-тота содержания. Эта пустота еще более видна в случае опре-деления понятия «вербализация»:
«Вербализация — это сложная мыслительная проце-дура, осуществляемая как в процессе восприятия информации, так и в ходе ее переработки, требующая в качестве своей предпосылки осуществления ряда предварительных операций по преобразованию информации: ее упорядочения, выделения определяющих и зависимых параметров, более или менее су-щественных характеристик и др.»
Вы можете понять из этого определения, что такое вербализация? Я — нет. Приведенное определение — пример того, как можно камуфлировать наукообразной фразеологией абсолютную пустоту содержания.
————————
Наукообразие — грех философов. Этот грех весьма распространен в современной философии. По-другому он на-зывается сциентизмом. Стремление онаучить философию, представить, сделать ее наукой в последние два века стало просто навязчивой идеей многих философов.
Фихте, Гегель, О. Конт, К. Маркс с Ф. Энгельсом, Гуссерль — вот далеко не полный перечень таких философов. Еще в XVII веке Б. Спиноза попытался в своей «Этике» напрямую загнать фи-лософские идеи и рассуждения в прокрустово ложе геометри-ческого метода.К сожалению, у нас в России, это наукообразие в фи-лософии давно стало элементом государственной политики в области философского образования и подготовки философ-ских кадров (кандидатов и докторов философских наук). Ву-зовские учебники по философии играют в псевдообъектив-ность, большей частью бесстрастно (якобы объективно) изла-гают те или иные проблемы философии, как это делают обыч-но в учебниках по тем или иным научным дисциплинам (фи-зике, химии, биологии, истории, социологии). А подготовка кандидатских и докторских диссертаций к защите?! Это вооб-ще не поддается описанию.
Многие думают, что философия — всего лишь одна из наук. Ее относят к разряду гуманитарных наук или, того хуже, к разряду общественно-политических дисциплин. Какое уродство и убожество! Какое непонимание целей и задач фи-лософии!