<<
>>

ВИДЖНЯНА

(санскр., от виджна — различать, распознавать), понятие др.-инд. теории познания и психологии, означающее способность различения, распознавания, дискурсивного мышления и соответственно знания, предполагающего анализ состава объекта и его отличий от др. сопоставимых с ним объектов. Понятие В. получило особое развитие в буддизме, где В. входит в двусоставный комплекс, объединяющий духовные и материальные элементы индивидуальности (нама — рупа); насчитывается 89 подразделений В., обнимающих разные виды познания (с помощью пяти органов чувств, ума-манаса, различения хорошего, нейтрального и плохого).
Центр, место понятие В. занимает в школе йогачара, или виджнянавада (т. е. сторонников учения о В.), утверждавшей единств. реальность В., сознания. В.— это абс. всеобщность (алаявиджняна), достигаемая благодаря применению йоги, всё наблюдаемое многообразие видимого мира — лишь разные проявления В., к-рая безгранична во времени и в пространстве и содержит в себе познающее и познаваемое (субъект и объект познания). В В. содержатся идеальные зародыши всех вещей; проекция их на внеш. мир приводит к иллюзии реальности наблюдаемого мира. Это убеждение в иллюзорности мира вещей получило продолжение в теории несуществования души, согласно к-рой человек есть лишь условное название ряда совокупностей — материального тела, нематериального ума (ма-наса или читты) и сознания-B. Продолжающееся во времени бытие, жизнь возможны благодаря В., к-рая переходит из жизни в жизнь и образует т. н. В.-санта-ну, т. е. постоянную В.

• Davids С. A. F., Buddhist psychology, L., 1924•; см. также лит. к ст. Буддизм.

<< | >>
Источник: Федосеев, Ильичев. Философский энциклопедический словарь. 1986

Еще по теме ВИДЖНЯНА:

  1. Суперполевой подход к физическому вакууму и буддийское учение о пустоте (Читтаматра и Мадхьямика).
  2.   § 2. Что такое пратъякша (восприятие)?  
  3.   § 1. Структура обычного восприятия: вайбхашика и саутрантика 
  4.   Модель восприятия сарвастивады-вайбхашики  
  5.   § 2. Васубандху  
  6.   Проблема контакта органа зрения и объекта  
  7.   § 3. Дигнага и Дхармакирти  
  8.   Дхармакирти (600-660).  
  9. Комментарий к «Компендиуму инструментов достоверного познания» Глава 1. Восприятие (Пратьякша)[47] 
  10. Глава «Пратъякша» (Восприятие)[102] 
  11.   «Ньяя-кандали»  
  12. б)              сознание как подлинное существование
  13. Рациональность как ценность
  14. Неортодоксальные учения индийской классической философии: джайнизм, буд дизм
  15. ВИДЖНЯНА
  16. ЙОГАЧАРА
  17. НАМА-РУПА
  18. ПРАНА
  19. 2. Древняя Индия: от Упанишад к буддизму