<<
>>

§ 92. Мелодика вводных слов и предложений.

Особый вид синтагм, характеризующийся особым мелодическим рисунком, представляет собой вводные слова и предложения. Это могут быть либо отдельные слова, либо словосочетания, либо целые вводные предложения. Они не связаны синтаксически с основным предложением и выражают самые различные оттенки мысли: либо отношение говорящего к сообщаемому факту, либо общую оценку сообщения, либо указание на его источник и т. д. В качестве примеров вводных слов я словосочетаний можно привести: вероятно, разумеется, без всякого сомнения, по правде говоря и т.

д. Те же функции выполняют и вводные предложения: как уже было сказано, можете себе представитъ, сколько я помню и т. д. Не затрагивая семантической и синтаксической классификации вводных слов и предложений, остановимся на их фонетической характеристике. Семантическая обособленность их и отсутствие синтаксической связи с предложением находят выражение и в их мелодическом рисунке. Они произносятся на более низком и ровном тоне сравнительно с рисунком всего предложения в целом, так что благодаря этому рисунку вводные предложения представляют собой, собственно говоря, вставку[222],

Рис. 55. Мелодическая схема вводного предложения Вы говорите, « еы, безусловно, правы, что этот факт не tmiem значения.

основная мысль предложения как бы прерывается этой вставкой, а затем продолжается. Например, во фразе Вы говорите, \ и вы, безусловно, правы, \ что этот факт не имеет значения вводное предложение и вы, безусловно, правы произносится на низком ровном тоне, оно как бы выпадает из общего мелодического рисунка фразы, схема которого представлена на рис. 55.

В том случае, когда вводное предложение начинается с союза как или и, оно может стоять в любом месте основного предложения, например: Как выражаются моряки, \ ветер крепчал, но можно сказать и ветер, \ как выражаются моряки, I крепчал и ветер крепчал, \ как выражаются моряки. Однако в последнем случае мелодика всего предложения в целом будет сходна с мелодикой предложения с добавочным сообщением (см. стр. 248).

Особо важную роль как для вводных предложений, так и для вводных слов и словосочетаний играет их место в предложении: в начале, в конце или в середине, а также и их длина, т. е. количество ударных слогов. Как показывают экспериментальные исследования \ а также и восприятие на слух, вводное слово или словосочетание повторяет мелодику вводного предложения, только если оно стоит в середине предложения, например: Вы, | по-видимо ми, I очень огорчены; Я вспомнил, J к счастью, \ этот рассказ; Я очень устал, J по правде говоря, \ после рабочего дня и т. д.

Если вводные слова стоят в начале или в конце предложения, то они большей частью либо сливаются в одну 1 [223]

синтагму со следующей, либо произносятся как обычные внутренние синтагмы.

Паузы играют здесь большую роль, способствуя обособленности вводных слов и предложений: их присутствие вместе с мелодическим рисунком подчеркивает характер вводности, делает его особо выразительным.

Надо также отметить более быстрый темп, в котором произносится вводное предложение, сравнительно с темпом основного, что также (вместе с ровной низкой мелодикой и с паузами) обособляет его.

<< | >>
Источник: Матусевич М.И.. Современный русский язык, Фонетика, Учеб, пособие для студентов пед, ин-тсщ по спецнальности «Рус. яз. и литература». М, «Просвещение»,1976. 288 с.. 1976

Еще по теме § 92. Мелодика вводных слов и предложений.:

  1.   Принцип интимизации
  2. Заметки о пунктуации.
  3. Принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический и интонационный. Их иерархия и взаимодействие.
  4. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
  5. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  6. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  7. 2.16. Понятие авторскойпунктуации
  8. § 12. Понятие о русской речевой интонации.
  9. § 13. Интонационные единицы речи.
  10. О ТИПАХ БЕСПОДЛЕЖАЩНЫХ И БЕССКАЗУЕМНЫХ (ОДНОСОСТАВНЫХ).
  11. ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ СОЧЕТАНИЯ.
  12. 141. Понятие авторской пунктуации
  13. Лекция 2. Взаимодействие звуков в потоке речи
  14. § 11. Акустический (физический) аспект.